Установка ксенона на мотоцикл

Как установить ксенон на мотоцикл.


Почти все владельцы мотоциклов, после покупки байка и ночных покатушек по загородным трассам, со временем начинают понимать, что мощности света, как и мощности двигателя, много не бывает. И многие начинают задумываться об установке на свой мотоцикл намного более эффективных и при этом более экономичных ксеноновых ламп. Некоторые обращаются в мото-сервис, но большинство владельцев мотоциклов, которые живут в некрупных городах, не имеют в своём регионе мото-сервисов, и таким людям приходится всё делать своими руками. На таких людей и рассчитана эта статья.


Установка ксенона на мотоцикл
Споры о слепящем действии ксенона бессмысленны, так как слепить может только не правильно установленная лампа. И уже не раз проводились исследования, при которых было доказано, что правильно установленные в фарах ксеноновые лампы, не только лучше освещают дорогу, но и снижают количество аварийных ситуаций на дорогах.


Преимущества грамотно установленного на байк ксенона, перед обычными галогенками, очевидно.


Вся проблема слепящего действия ксенона, заключается именно в установке ламп, которые в принципе не предназначены для большинства мотоциклетных фар, и при их установке, да и при подключении блока розжига, следует учесть ряд нюансов. Иначе вместо повышения безопасности, фара на вашем байке наоборот станет источником проблем для других участников движения.


Ксенон, несмотря на ряд преимуществ (перед обычными галогенками), таких как: больший срок службы качественной лампы, меньшая потребляемая энергия (примерно на 20%), более высокий КПД (до 40% вместо 12 -15% у галогенок), а раз КПД больше, значит и сила светового потока раз в пять больше, ну и спектр излучения почти такой же как у солнечного света; но ксенон имеет и недостатки, особенно актуальные для мотоцикла. Так как газоразрядная ксеноновая лампа, не имеющая вольфрамовой спирали, сама по себе не может зажечься без специального блока розжига, и не может зажечься мгновенно.


Этот блок, помимо того, что подаёт пусковой ток большой величины (порядка 25 000 вольт) для разжигания в колбе лампы электрической дуги, так ещё и после разжигания дуги, блок поддерживает (стабилизирует) необходимое для горения дуги напряжение (чуть менее 100 вольт). Причём для розжига дуги требуется около 3-4 секунд, в то время как обычная галогенка загорается почти мгновенно ( менее трети секунды).


Установка ксенона.


Если начать честно, ксенон для мотоциклов вообще то трудно найти в продаже, я имею в виду качественный комплект от авторитетного производителя, а не тайваня или китая. И качественный заводской комплект, на серийных мотоциклах начал появляться только на самых последних моделях, или на концептбайках.


И главная цель при поиске и установке ксенона на мотоцикл, это грамотно установить на байк комплект ксенона, который предназначен для автомобиля. Потому что для машин продаётся большое количество комплектов именно от нормального европейского или японского производителя. Единственный минус автомобильного комплекта, это наличие не одного а двух блоков и ламп. Но это скорей не минус, а плюс, так как множество современных моделей мотоциклов имеют не одну, а две фары.


Если же ваш байк имеет всего одну фару, то всегда можно установить дополнительную фару, или купить автомобильный комплект на двоих с товарищем.


Между блоком и лампой естественно имеются провода, длина которых имеет большое значение для установки ксенона на мотоцикл. Длины проводов, рассчитанных для автомобиля, для мотоцикла часто не хватает, так как блок желательно устанавливать не рядом с фарой и электронными приборами панели, а где нибудь в сухом месте под баком или облицовкой. Ведь большинство мотоциклов не имеют большого и герметичного переднего обтекателя, и к тому же многие блоки розжига не герметичны (имеют отверстие сапуна, например блоки фирм Osram, Denso или Philips).


Поэтому прежде чем приобретать в магазине комплект ксенона, который от качественного европейского или японского производителя совсем не дёшев (100 $ за обычную лампочку и 300 за биксеноновую, плюс 150 — 300$ за блок розжига), подумайте, в каком месте вы спрячете блок розжига от посягательств воров и потоков воды во время дождя. И исходя из места установки блока розжига, и замеренного расстояния от этого места до фары, ищите в продаже комплект ксенона именно с длинной проводов, подходящей для вашего байка.


Если нет возможности протянуть блок в сухое место, то ищите в продаже полностью залитый компаундом блок, который не боится влаги. Сейчас такие уже начали появляться в продаже, и что особенно радует, они от нашего отечественного производителя. Пример такого комплекта ксенона можно посмотреть в статье «какие бывают лампы для фары» — ссылка находится в начале текста.


Кстати залитые компаундом блоки, которые не боятся влаги, начали производить корейцы, да и лампы у них тоже неплохие. Ещё одно большое преимущество залитых герметичным компаундом блоков — они не боятся вибрации, которая всё же на мотоцикле проявляется больше, чем на автомобиле.


При установке ксенона на мотоцикл, следует учесть ещё одно важное обстоятельство. Провода, проходящие от блока до фары, при работе будут излучать довольно сильное электромагнитное поле, которое может воздействовать на электронные компоненты приборной панели (такие как электронный тахометр, спидометр и т.п.) и они от этого воздействия начнут глючить (врать в показаниях).


Так же электромагнитное поле может вызвать сбои в работе электронного коммутатора, и от этого начнут происходить пропуски искры на свечах. Естественно это отразится на работе двигателя, который начнёт работать с перебоями. Поэтому прежде чем начать монтировать проводку от блока до фары на своём байке, уточните по электросхеме вашего мотоцикла, где проходят провода к коммутатору, электронному тахометру или спидометру, и по возможности проведите провода от ксенона как можно далее от этих проводов.


Некоторые фирмы, для уменьшения действия электромагнитного поля, надевают на провода экранированную оболочку (сетку), и если в вашем комплекте нет экранированных проводов, и при этом провода нет возможности достаточно отдалить от электронных приборов, тогда наденьте на провода экранировку сами, купив её отдельно.


Некоторые блоки имеют ушки для крепления, но если их нет, то просто вырежьте из листового металла, толщиной 1 мм пластинку, изогните её по форме блока (вокруг блока) и просверлив на концах пластинки отверстия, притяните блок например к раме или пластиковой облицовке (полезно подложить под стяжные болты высокие гайки, чтобы блок не касался рамы, а висел в воздухе). Между пластинкой (или хомутом) и блоком полезно подложить полоску, вырезанную из листовой резины.


Блок желательно притянуть болтами так, чтобы он не касался рамы или облицовки, так как он греется в жару, и желательно чтобы он при закреплении, как бы висел в воздухе, это позволит ему лучше охлаждаться.


Ну и последнее самое важное обстоятельство, которое следует учесть при установке ксенона на ваш мотоцикл и учитывать при покупке ксеноновой лампы, это то, что большинство встречающихся в продаже ламп, рассчитаны на автомобильные фары (маркировка D2S например лампы фирм Osram или Philips), и их цоколь просто не встанет в мотоциклетную фару. При желании переделать крепление цоколя конечно можно, но не советую, так как в большинстве случаев, газоразрядная колба (сфера) от которой исходит пучок света, окажется либо выше, либо ниже того места, где находилась спираль ближнего света вашей штатной галогенки.


Это приведёт к нарушению регулировки фары, настроенной на заводе, и велика вероятность того, что световой пучок будет бить выше чем положено и слепить водителей. Поэтому поищите лучше ксеноновые лампы, рассчитанные на фары с маркировкой Н4 или Н7, которые стоят и на некоторых машинах и на многих мотоциклах (естественно на вашем байке должна стоять фара такой маркировки), сейчас такие лампы уже начали появляться в продаже. И если к примеру у вас фара с маркировкой Н4, то естественно и лампу нужно покупать с цоколем Н4.


А когда будете покупать ксеноновую лампу, снимите с вашей фары штатную галогенку и захватите её с собой в магазин. При покупке ксеноновой лампы с цоколем нужной вам маркировки, приложите цоколь галогенки и ксеноновой лампы на одном уровне, и проследите, чтобы газоразрядная сфера ксеноновой колбы и спираль ближнего света галогеновой лампы, оказались на одном уровне.


Это даст гарантию, что вам не придётся переделывать крепление цоколя, для того чтобы сфера ксеноновой лампы оказалась на том же уровне, где была спираль ближнего света штатной галогеновой лампы.


При подключении проводов и протяжке их в корпусе фары, не забудьте загерметизировать отверстие в корпусе фары вокруг провода. Для этого имеются специальные резиновые втулки, но можно воспользоваться и качественным герметиком. При подключении проводов, не ленитесь и пропаивайте скрутки проводов оловом (паяльником), это даст гарантию, что через пару месяцев место скрутки проводов не окислится. Ведь окисленная медь имеет переходное сопротивление, а значит уменьшится и напряжение, приходящее к потребителю.


Что касается электросхемы подключения ксенона к фаре и электропроводке мотоцикла или автомобиля, то она довольно проста и прилагается к комплекту. На всякий случай слева помещена одна из схем, для тех, кто приобретает комплект по отдельности (или на разборке). Кто вообще не умеет читать электросхемы, даже простейшие, то лучше обратитесь к автоэлектрику.


При подключении ксенона на некоторые отечественные мотоциклы, штатный переключатель света на пульте, может не справиться с возросшей нагрузкой и начнёт греться, ведь некоторые блоки розжига потребляют до 10 — 15 ампер. Такой ток потребляется во время включения (розжига) лампы, а после её включения (обычно по истечении 3-х или 4-х секунд) потребляемый ток снижается раза в три (примерно до 4 ампер, поддерживающих горение лампы).


Это следует учесть при подборе номинала предохранителя, который ставится на плюсовой провод, подающий питание на блок управления (розжига). Так же желательно разгрузить включатель света на пульте, чтобы он не грелся, возложив всю нагрузку на автомобильное реле света (если его нет) . Как подключить автомобильное реле света на мотоцикл я уже писал, и подробно об этом можно почитать вот в этой статье.


При выборе лампы, не следует покупать ксеноновую лампу с максимальной маркировкой цветовой температуры (таких как 8000Т). Так как такая лампа во время дождя, будет излучать множество бликов на мокром асфальте, и слепить не только других участников движения, но и вас. Покупайте лампу средней цветовой температуры, в пределах от 4000К до 6000К, это самый оптимальный вариант.


Что касается выбора лампы от какого то производителя, то от покупки более дешёвых тайваньских или китайских ламп и блоков советую отказаться. Мало того, что такие блоки не имеют стабилизатора напряжения, так ещё и лампы очень недолговечны. Здесь точно действует правило (пословица), что скупой платит дважды. Лучше переплатить, но купить и блок и лампу (комплект) от европейского или японского производителя. Кстати неплохо зарекомендовали себя и комплекты от корейских производителей, к тому же у них начали появляться лампы с цоколем Н4 и Н7.


На многих крутых мотоциклах, например Хонда Голдвинг 1800, имеются две фары, а не одна, и здесь устанавливают в одну фару ксеноновую лампу, выполняющую роль ближнего света, настроив её ниже зеркал большинства автомобилей (чтобы не слепить водителей). А в другую фару устанавливают ксеноновую лампу для дальнего света, настроив оптику повыше, чтобы хорошо освещалась загородная трасса (ну или прочитать к примеру дорожный указатель). Только вот моргнуть дальним светом уже не получится.


Почему ксенон изначально начали ставить только на ближний свет, а в фарах дальнего света оставляли обычные галогенки? Да потому, что как было написано выше, время розжига ксеноновой лампы составляет несколько секунд, и поэтому моргнуть (в полном смысле этого слова) дальним светом с ксеноновой лампой проблематично.


К тому же многие не знают, что даже качественные и дорогие ксеноновые лампы, рассчитаны гореть достаточно долго — тысячи часов, но вот загораться (с помощью блока) они способны всего лишь 600 — 700 раз за свою «жизнь» — это статистика. Поэтому в качестве моргания способом включил-выключил, ксеноновая лампа вряд ли подойдёт, та как с каждым включением срок её жизни снижается.


Для моргания светом (и то с помощью переключения с ближнего на дальний) больше подойдёт более дорогая биксеноновая лампа, в которой переключение происходит достаточно быстро, благодаря специальному механизму, о которых ниже. Но опять же каждое переключение сократит ресурс механизма.


Ну а тем владельцам мотоциклов, у которых всего одна фара, можно посоветовать установить в основную фару ксеноновую лампу, настроив её для ближнего света. Причём ксеноновый ближний свет, переплюнет по силе света дальний от галогенки (на других мотоциклах). А в качестве дальнего света, следует отдельно установить дополнительную ксеноновую (или биксеноновую) линзу, о которой пойдёт речь ниже.


Или вообще не трогать единственную штатную фару с галогеновой лампой, а просто установить на мотоцикл дополнительную ксеноновую или биксеноновую линзу (они уже есть в продаже, фото ниже), которую вы будете включать на загородных трассах дополнительным включателем на руле. Какой вариант предпочтительнее, выбирать вам.


Сейчас появились китайские лампочки (см. фото слева), породия на биксенон, которые кроме ксеноновой колбы, вдобавок имеют ещё и прикрученную рядом галогенку, выполняющую роль ближнего света. Сделаны такие лампы весьма неаккуратно, и не о какой правильной геометрии светового пучка, при установке такой лампы мечтать не следует. Это деньги на ветер, так как кроме ослепления водителей (или наоборот лампа будет светить слишком низко, не освещая дорогу), вы купите ещё и недолговечную ксеноновую лампу.


А может всё таки не ксенон а биксенон?


Приставка БИ в слове ксенон, означает не только то, что вам придётся добавить определённую сумму денег при покупке такой лампы, так как она дороже ксеноновой. Но ещё и то, что у вас появится ряд преимуществ, так как приставка БИ означает, что в вашей единственной фаре будет не только ближний, но ещё и дальний свет. Это особенно актуально для владельцев мотоциклов, имеющих всего одну фару, а не две (когда две фары, то естественно можно использовать одну фару для ближнего, а другую для дальнего света, используя ксеноновые лампы).


Биксеноновая лампа может быть в два раза дороже ксеноновой, но зато это лучший вариант для мотоциклов имеющих всего одну фару. Переключение света с дальнего на ближний и наоборот, в биксеноновой лампе осуществляется с помощью отсечения определённой части светового пучка, с помощью специальной шторки (шторка открывает или закрывает часть колбы — см. фото слева), которая перемещается под действием магнита, и действие это происходит от вашей команды переключателем на руле.


В некоторые биксеноновых лампах (которые появились чуть раньше) часть светового пучка меняется не поворотом шторки, а движением самой колбы (её отодвиганием вперёд-назад). Движение осуществляется опять же от действия электромагнита (селеноида), и механизмы движения современных биксеноновых ламп, уже достаточно надёжны и к тому же лампа от их действия довольно быстро скачет (выдвигается), изменяя фокусировку. Хотя провода, присоединённые к колбе, всё же работают на небольшой изгиб.


При подключении таких ламп, следует найти отдельные провода (по электро-схеме, прилагаемой в комплекте), отвечающие за движение колбы или специальной шторки, и подключить эти провода к переключателю на руле ближний-дальний. Кто не умеет читать электросхемы, лучше обратитесь к автоэлектрику. Ну и не забывайте при покупке дорогой биксеноновой лампы, сверяться с маркировкой цоколя лампы и патрона вашей фары.


Вышеописанные биксеноновые лампы, имеющие подвижные элементы, и изготовленные авторитетными фирмами, достаточно надёжны на автомобилях. Но всё таки на мотоцикле вибрация несколько больше, чем на автомобилях, и ресурс биксеноновых ламп (с электроприводом и подвижными деталями) на мотоцикле всё таки меньше чем на автомобиле.


Эта проблема недавно была решена появлением на рынке самых новых биксеноновых ламп, которые вообще не имеют подвижных деталей. Они сделаны подобно обычной галогенке, в которой спираль ближнего и дальнего света расположены на разном уровне, но в одной лампе (колбе).


Только в новой биксеноновой лампе роль спиралей играют газоразрядные сферы (см. фото слева), тоже расположенные на разном уровне и в одной лампе (колбе). Естественно одна сфера предназначена для ближнего света, а другая для дальнего. А блок розжига имеет два независимых канала, которые разжигают ту или иную сферу (для дальнего или для ближнего света) по команде водителя.


Самое главное преимущество таких ламп, очевидно — в них нет подвижных элементов, а значит нечему изнашиваться от вибрации и частых переключений. Надеюсь скоро такие лампы можно будет без проблем найти в продаже даже в некрупных магазинах.


Ну и самым прикольным девайсом, который украсит любой байк, несомненно является биксеноновая линза (см. фото слева), которая помимо своего понтового внешнего вида, обладает отличным светом, не смотря на свои маленькие размеры, по сравнению в обычной фарой.


Такая линза очень хорошо смотрится на мотоцикле, как дополнение к основной фаре. Так же это неплохой вариант для установки её в одну единственную маленькую фару современного чоппера-сухаря, на котором нет ничего лишнего.


Также неплохо будут смотреться такие линзы, если поместить их в корпуса двух дополнительных фар на круизёре (см. фото слева). Главное учесть при покупке таких линз их диаметр, чтобы они плотно встали в корпуса фар. Но если диаметр линз будет чуть меньше корпусов фар, то можно заказать токарю выточить дополнительные резиновые уплотнители, или подобрать их в магазине.


Преимущество дополнительных фар с ксеноном очевидно, так как вы не затрагиваете конструкцию основной фары, и у вас всегда есть выбор — включить ночью галогенку в центральной фаре, или ещё дополнительным щелчком тумблера на руле, осветить загородную трассу ксеноном.


Так всё таки стоит ли тратить довольно немалые деньги, на покупку качественных комплектующих от авторитетных производителей, для оптики вашего байка, и возиться с их установкой ?


Для ответа на этот вопрос, следует попросить у товарища байк, с правильно установленным на его мотоцикл ксеноном, и прокатиться по загородной трассе безлунной ночью — уверен, что после скоростного прохвата с таким светом, все сомнения у вас отпадут.



Автор: Олег Суворов
Источник: suvorov-castom.ru

V G F T O
мотоцикл провода лампу дальнего проводов комплект установке блока

Добавить отзыв/комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх