Технические особенности вариатора для снегоходов
Основная роль вариатора в трансмиссии снегохода – это плавно изменять частоту вращения вала коробки передач, который является одновременно его ведомым валом. Таким техническим решением при разгоне устройства обеспечивается оптимальная работа двигателя с максимальной реализацией его мощности при больших нагрузках.
Вторая не маловажная роль вариатора в снегоходе – это при непредвиденных нагрузках на ходовую часть (например, пеньки и камни под снегом при езде по целине) предохранять его коробку передач и коленчатый вал двигателя клиноременной передачей, которая способна демпфировать возникающие удары в трансмиссии за счет проскальзывания ремня в шкивах.
Устройство вариатора для снегохода
Вариатор для снегохода состоит со следующих узлов:
- ведущий шкив с центробежным регулятором (крепится на коленчатом валу двигателя);
- ведомого шкива с нагрузочно-кулачковой муфтой (крепится на вариаторный вал КП снегохода);
- клиноременная передача.
Принцип работы вариатора заключается в согласовании вращения ведущего и ведомого шкивов при передаче мощности двигателя на приводящую цепь снегохода, так как при увеличении скорости прямо пропорционально возрастает и сопротивление снега транспортному средству.
Во время эксплуатации транспортного средства вариатор, изменяя в автоматическом режиме передаточное число между шкивами, уравнивает мощность нагрузки, возникающей на цепи снегохода, с мощностью, которую вырабатывает двигатель. А все ДВС свою мощность могут увеличивать только за счет большего расхода топлива и выдавать ее при этом большим числом оборотов коленчатого вала.
Между двумя шкивами натягивается клиноременная передача, которая и доводит крутящий момент, создаваемый двигателем, с коленчатого вала на коробку передач и дальше через нее на ведомую ось снегохода. Изменение передаточного числа в зависимости от повешения оборотов двигателя происходит из-за особого строения вариатора.
На холостом ходу двигателя подвижный ведущий клиновидный диск вариатора полностью разжат, и ремень практически лежит на валу. Поэтому ведущий шкив при этом имеет наименьший диаметр. Когда увеличиваются обороты двигателя, то подвижный диск сжимается центробежным регулятором и выталкивает ремень наверх, тем самым делая больше диаметр шкива.
С подвижным диском ведомого шкива все происходит с точностью до наоборот: при холостом ходу клиновидный ремень входит в сцепление с пазами сжатого шкива сверху, а при увеличении оборотов – опускается вниз к валу, потому что подвижный диск ведомого шкива разжимается нагрузочно-кулачковой муфтой. Таким образом, при максимальных оборотах двигателя передаточное число с ведущего на ведомый вал вариатора будет максимальным.
Неисправности вариатора
Износ и дефекты ремней, которые возникают в процессе эксплуатации – это лучший индикатор не только неисправностей вариаторов для снегоходов, но и КП, двигателя и ходовой части устройства.
Если даже лучший ремень более интенсивно изнашивается с одной стороны, то это означает, что поверхность соответствующего шкива или повреждена, или износилась. Устраняется неисправность заменой дефектной детали. Таким образом, проявляют себя также:
- неотрегулированная муфта сцепления;
- ослабленное крепление ведущего шкива на двигателе.
В этом случае дефектная деталь заменяется, муфту нужно отрегулировать, а крепление подтянуть.
Ремень при работе может проскальзывать и при этом ускорено, но равномерно стираться по трем причинам:
- Он имеет слабое натяжение между шкивами – нужно натянуть его, увеличивая межосевое расстояние между шкивами. Натяжение проверяется усилием в 10–12 кг на верхнюю часть клиноременной передачи – прогиб при этом должен быть около 30 мм.
- На систему клиноременной передачи попадает масло – нужно бензином протереть шкивы и заменить сальник на подшипнике.
- Ослабла или сломалась пружина на шкиве – заменяется дефектная деталь.
Износ пятнами на ремне может возникать из-за:
- поломки ведомого шкива – дефектная деталь заменяется;
- подклинивания гусеницы (может застрять камушек, рассыпаться подшипник и т. п.) – гусеница проверяется, и помеха или неисправность устраняется;
- повышенных оборотов двигателя при холостом ходу – нужно отрегулировать холостой ход ДВС.
Вибрация снегохода во время его эксплуатации может возникать также из-за неисправностей в вариаторе:
- в ведущем шкиву появился люфт – вышедшая из строя деталь заменяется;
- поставлен ремень с несоответствующим вариатору углом клина – расходную деталь нужно срочно заменить;
- повышенные обороты холостого хода не дают переключаться скоростям в КП – отрегулировать холостой ход ДВС.
Несоосность шкивов вариатора и биение ведущего шкива может во время работы вариатора под нагрузкой вырывать материал с боков ремня или даже скручивать и растрепывать его. Лучший способ устранения такой неисправности – это замена ведущего шкива и тщательная регулировка вариатора.
Подбор ремней для популярных в России снегоходов
Лучший ремень для любой популярной модели снегохода тот, который имеет длину, ширину и угол клина, которые рассчитаны конструкторами вариатора и указаны в инструкции по эксплуатации конкретного изделия. Эти характеристики такой расходной запчасти, как ремень, владелец транспортного средства должен знать, выбирая его.
Естественно, что долговечность и уверенная работа ремня в вариаторе снегохода также зависит и от резинотехнического материала, из которого он сделан. Кроме оригинальных изделий, для снегохода «Буран», например, подходят РТИ от чешской Rubenа ArtiCa и от WORLD MOTORS. Для снегоходов фирмы Yamaha, кроме оригинальных изделий, подходят РТИ от известных производителей Gates и Carlise. Да, собственно, все ремни для популярных снегоходов выпускаются со стандартными техническими характеристиками, которые зависят от мощности транспортного средства и межосевого расстояния между шкивами вариатора.
Но резинотехнические изделия, сделанные из самых износостойких и прочных материалов с применением полимерных нитей, не будут отрабатывать свой положенный срок, если сам вариатор будет иметь дефекты и неисправности.