Как собрать снегоход на гусеницах
Количество способов ручной сборки снегоходов поражает воображение. Умельцы вдохновляются автомобилями, мотоциклами, скутерами и даже тракторами. Изготовление такой машины – индивидуальный процесс. Каждый использует подходящие ему схемы и чертежи. Результат работы различается в зависимости от используемых деталей и материалов. Производственная схема одна и та же. Но прежде чем приступить к сборке, давайте лучше поймём, что же представляет собой этот снежный зверь.
Характеристики гусеничных снегоходов
Начинкой такие типы снегоходов во многом похожи на автомобиль: у них есть тормоза, коробка передач и двигатель. Мотор снегохода – специфическая деталь. Они делятся на дизельные и бензиновые. Объём достигает 2 см3, мощность доходит до 250 л. с. Эти цифры меняются в зависимости от производителя движка. При благоприятных условиях на укатанной поверхности машины развивают скорость от 45 до 65 км/ч.
Гусеничные снегоходы соприкасаются с поверхностью исключительно траками. Это либо одна гусеница посередине, либо другое конструктивное решение – две по бокам. Широкий трак снижает давление на поверхность, что увеличивает проходимость. Характеризуются гусеницы значением базы, колеи и ширины.
Отсюда вытекает важность массы снегохода (достигает 3–4 т). Чем легче вездеход, тем он мобильнее. Обращают внимание на предел грузоподъёмности, количество посадочных и спальных мест.
В каких случаях желательно использование гусеничных снегоходов
Если вы вынуждены передвигаться по неровной заснеженной местности, то снегоход – ваш выбор. Высокую проходимость и езду по глубокому снегу по достоинству оценят рыболовы и охотники, которые выбирают для промысла труднодоступные места.
Вы фермер или лесник и вынуждены разъезжать по делам хозяйства, но покупка автомобиля – слишком дорого? Со снегоходом вы доставите груз через снежный лес, найдёте заблудившегося в зимней глуши человека. Гусеничный тип – это лучший тип вездехода для зимнего времени. Без этих машин не обойдёшься, если добираешься или доставляешь людей до труднодоступного места через плотные снега и вязкие болота.
Особенности эксплуатации гусеничных снегоходов
Двигатель снегохода либо дизельный, либо бензиновый. Его поломка грозит печальными последствиями, если это произошло вдали от цивилизации. Поэтому двигатели самоходов адаптируются для работы в зимних условиях эксплуатации. Они заводятся при температурах от -50° и ниже. Моторы выдерживают высокие обороты и большую нагрузку. Ежемесячное ТО – часть их эксплуатации.
То же относится и к гусеницам. Они – наиболее нагруженная деталь и держат на себе вес транспортного средства. Её поломка – это стопроцентное завершение вашего путешествия по бездорожью. Замена и починка её своими руками в поле невозможна. Гусеничный трак заменяем. К различным гусеничным полотнам прибегают в зависимости от необходимого сцепления с поверхностью (грунт, снег, камень).
Помните, что по окончании сезона снежный вездеход желательно законсервировать. Собираются и модели, работающие круглый год.
Типы гусеничных снегоходов
Подразделяются по утилитарному признаку. Одни перевозят пассажиров, другие – багаж, грузы. Третьи делают и то, и другое. Четвёртые предназначаются для выполнения узких задач: бурят, роют и даже помогают тушить пожары.
Некоторые внедорожники перевозят до 16 человек. Это уже автобус на гусеницах. Они поднимают на борт до 2,5 т груза. С тяжестями работает гусеничный кран. На нём базируется платформа с башней и зацепом. Вездеход, который борется с огнём, собран по типу бульдозера, чтобы заваливать пламя снегом или грунтом.
По характеру преодолеваемых поверхностей вездеходы делят на снегоходы, болотоходы и снегоболотоходы.
Из чего и для чего их изготовить
Если сборка самодельного снегохода на гусеницах дешевле, чем его покупка, то почему бы этим не воспользоваться? Вам понадобится:
- мотор;
- опорные, ведущее, направляющее колёса;
- поддерживающие ролики;
- гусеница;
- каркасный профиль (рама).
Детали можно как купить, так и сделать своими руками. Самостоятельная сборка хороша тем, что вы затачиваете возможности снегохода под собственные нужды. Начните работу со схемы или наброска будущего снежного скакуна. Укажите размеры машины и её частей. Составьте на каждую деталь отдельный чертёж.
Помните, что гусеничный движитель – составная деталь. Если вы задумали собрать его своими руками, то озаботьтесь направляющим и ведущим колёсами, поддерживающими роликами, опорными колёсами. Заранее обмотайте их резиновым покрытием или используйте колёса с покрышкой. Ваш транспорт станет заметно тише при передвижении. Сварите каркас для движителя.
Для лучшей проходимости переднюю часть корпуса машины сделайте удлинённой. Сзади позаботьтесь о крепежах для прицепа. Решите сразу, будет ли он герметичным или нет. Для передвижения по снегу эта особенность не сыграет роли. Если выбрали кузов в виде короба, продумайте вентиляционную систему: забирать воздух будет вентилятор радиатора. Вытяжку установите сзади на капоте.
Проработайте натяжитель для гусениц. Сделайте его либо пневматическим, либо механическим. В первом случае вы замучаетесь подкачивать воздух в цилиндр. Отдайте предпочтение второму варианту и сделайте натяжитель винтового типа. Чтобы снять нагрузку с гусеницы при натяжке, прикрепите обрамляющий её по боковой кромке трос, который примет на себя усилие.
Гусеничную цепь заменит автомобильная покрышка. Срезайте её верхнюю часть. Используйте большие колёса. Вам потребуется сапожный нож. Периодически натирайте его мылом для лучшей резки. Получившееся полотно выскоблите, чтобы не осталось лишних частей резины. Для сцепления с землёй нарежьте рельефный рисунок на резине.
Другой вариант заключается в нарезании транспортёрной ленты. К её внешней стороне присоедините металлические уголки или стальные трубы, которые будут цепляться за поверхность.
Чтобы упростить дело и не мучиться своими руками – покупайте гусеничную цепь и прилагающиеся к ней валы. Популярной считается комплектация «Бурана». Опорными катками станут колёса от мотоциклетной коляски. Установите защитную панель между опорным и ведущим колесом. Это убережёт последнее от закидывания снегом. Проработайте ведущее колесо. Сделайте на нём зацепы и обмотайте их резиной. Установите на колесо тормоза. Двигатель выбирайте сами. Подойдёт мотор от «Жигулей».
Итак, вы своими руками собрали персональный вездеход для передвижения по снегу. Машина получилась лёгкая и компактная, что хорошо отразится на её ходовых качествах. Самодельные снегоходы на гусеницах развивают скорость до 45 км/ч. По документам такой транспорт будет числиться трактором.