О ШРУСе и важности его пыльника
Я недавно писал о замене заднего внутреннего ШРУСа. К повреждению механизма привела моя беспечность: упустил момент, когда из-за прокола пыльника внутрь попала вода с грязью. Дырку я обнаружил, но уже было поздно, вода там наделала делов: смыла смазку и покрыла ржавчиной рабочие поверхности деталей. В результате пришлось покупать довольно дорогой узел.
Что такое ШРУС? Это шарнир равных угловых скоростей. Механизм предназначен для передачи вращательного момента от одной полуоси к другой, если они находятся под изменяющимся углом друг к другу. Типа кардана, но лучше. Он состоит всего из четырёх деталей: внешнего корпуса, внутренней обоймы, сепаратора и шести шариков. Механизм прост и гениален по своей сути. И вот как он работает:
Старый ШРУС я выбрасывать не стал, отмыл его в бензине чтобы поизучать поподробнее. Итак, вот он мой ШРУС, отработавший 2000 км на квадроцикле. Стрелкой показано стопорное кольцо, которое удерживает гранату внутри редуктора.
С другой стороны мы видим шарики, сепаратор и внутреннюю обойму. Всё это, увы, имеет следы коррозии.
Вот наглядное фото, показывающее, где находится стопорное кольцо и как его вынимать. А то в материале о замене пыльника на фотографии всё в смазке, и плохо видно.
После извлечения внутренностей становятся видны конкретные следы износа в канавках внешнего корпуса.
Такие же следы есть и на внутренней обойме. Обойма почти симметрична относительно своей перпендикулярной оси. Разница в небольшой проточке по краям шлицов. Но эта разница не даст перевернуть обойму (она не зафиксируется стопорным кольцом). Впрочем, если воспроизвести проточку с противоположной стороны, обойму можно будет перевернуть, и она ещё поработает неизношенной частью. Но это годится только в качестве временной меры, ведь во внешней гранате канавки уже разбиты, и от замены ШРУСа всё равно не уйти.
Сепаратор слегка отполировался в местах соприкосновения с внутренними стенками гранаты. Это как раз и произошло из-за износа, так как в исправном ШРУСе он не касается стенок.
Ну, а шарики в порядке, без повреждений.
Собственно, помимо демонстрации устройства ШРУСа я хотел напомнить, что осмотр пыльников – крайне важная процедура, о которой нельзя забывать. Порванный пыльник видно сразу, тут вопросов нет. Сложнее, когда в нём лишь маленькая дырочка, о ней можно быть в долгом неведении. Поэтому пыльники следует не только осматривать, но и ощупывать. Да, 8 штук проверить не быстро, но это поможет сэкономить и время, и деньги в дальнейшем.