Установка демпфера руля на квадроцикл CF500-A

На тему установки демпфера на квадроцикл (на АТВ-клубе) я наткнулся когда-то давно, но сразу не понял, зачем нужен этот демпфер (амортизатор рулевого управления). В моём понимании это ассоциировалось с каким-то древними автомобилями, что без усилителя руля. Но когда я понял его суть, то взглянул на данный аксессуар по-другому. Амортизатор руля глотает удары от попадания в ямы или наезда на препятствия, а для квадроцикла это весьма актуально, ведь он не ездит по ровным дорогам. Иногда можно так влететь, что руль вывернет руку, были даже случаи повреждения запястий. Демпфер же отлично решает эти проблемы. Поэтому все, кто себе поставил демпфер, очень довольны: он и предохраняет руки от ударов, и снижает нагрузку.


Я прочитал тему, мне эта процедура сначала показалась сложной, потому что надо было варить какие-то хитрые уголки, извращаться с местом установки, а некоторые владельцы даже приваривали упоры к раме квадроцикла. Я же, хоть и знаком со сварочным аппаратом, но принципиально не люблю делать безвозвратные изменения в конструкции. Однако оказалось, что на квадроцикл CF500-A (а также родственный ему по раме CF X6) демпфер ставится не просто, а очень просто, и без сварки.

Что нужно для установки


Сам амортизатор рулевого управления продаётся практически в любом автомагазине, эта деталь используется в стареньком Mercedes 190. Много производителей выпускают свои варианты, я купил немецкий демпфер фирмы Febi, артикул 01261. Стоит он около тысячи рублей.
Амортизатор руля Febi 01261

Помимо демпфера, потребуются 2 муфты рулевых тяг от ВАЗ 2101-07 (по 45 рублей), 2 болта М10х60, шайбы и гайки М10 (гайки обычные и самоконтрящиеся, с нейлоновой вставкой). От муфт нужны 4 хомута с болтами, ну и сама муфта тоже потом пригодится.

Муфты, хомуты, метизы

Демпфер будем ставить на правую рулевую тягу параллельно самой тяге. Он будет работать совместно с любым движением руля. И резкие удары в руль будут амортизироваться. При этом амортизатор почти не будет препятствовать обычному рулению. Конечно, усилие на руле возрастёт, но несущественно. На месте крутить руль будет тяжелее, но в движении разницу не почувствуете.

Важно, чтобы при установке демпфера оси его креплений (и та, и другая) были горизонтальны (параллельны земле), так как он будет гулять вверх-вниз вместе с колесом. Если ошибиться, и установить его с вертикальным положением осей, то на первом же сжатии пойдёт излом.
Правильная установка демпфера

Ещё для установки потребуется металлическая пластина. Я купил строительный уголок из металла толщиной 4,5 мм. Из него нужно будет изготовить две планки (площадки для крепления хомутов и болта демпфера).
Уголок

Точные размеры не принципиальны – но очевидно, что это не должна быть огромная конструкция. У меня планка получилась размером 25х70 мм. В ней я просверлил два отверстия диаметром 8 мм и одно, центральное, диаметром 10 мм. Вот так будет выглядеть крепление демпфера (только левая гайка при финальной установке должна быть самоконтрящейся). Таких креплений нужно изготовить 2 штуки.
Конструкция крепления

Теперь можно ставить крепления. Как я уже говорил, демпфер будет стоять на правой рулевой тяге, следовательно, для работы нужно снять правое переднее колесо. У квадроцикла CF500-A (а также CF X6) есть замечательная поперечная труба рамы, как раз подходящего диаметра и расположенная в правильном месте! Надеваем хомуты, наживляем планку на болты.
Хомуты на поперечине рамы

Вот более общий план, чтобы было понятнее, куда они крепятся. Хомуты стоят в дальнем конце, упираясь в раму.
Вид на хомуты сверху

Вот вид снизу, как всё крепится.
Вид на хомуты снизу

С передним креплением, с одной стороны, проще – потому что оно легко доступно снаружи. С другой – потребуется кое-какая доработка. Дело в том, что хомуты рассчитаны на больший диаметр, чем у рулевой тяги. И они просто не смогут на ней закрепиться. Берём тогда ненужную муфту, распиливаем её вдоль (болгаркой или ножовкой). Одну из таких половинок подкладываем на тягу под хомуты. Диаметр захватываемой детали увеличивается, и хомуты надёжно фиксируют всю конструкцию.
Муфта распилена вдоль

Вот что получилось (половинка муфты находится справа и плохо видна). Я подложил шайбы, чтобы демпфер стоял без перекоса. Вообще, чем он ближе расположен к рулевой тяге, тем лучше он будет работать. Можно поиграться количеством шайб на переднем и заднем креплении, меняя расположение демпфера относительно рулевой тяги. Надо смотреть, не будет ли он задевать за детали квадроцикла.
Крепление на рулевую тягу

Вот общий вид. Интересно, что по длине демпфер в нейтральном положении подходит точь-в-точь, его не надо ни сжимать, ни растягивать.
Общий вид установленного демпфера

Несколько замечаний


Небольшое, но важное отступление. По данной методике уже очень много квадроциклистов поставили себе амортизатор руля, и некоторые из них с целью защиты демпфера натянули на него пыльник (можно подобрать пыльник от рулевой тяги автомобиля). На первый взгляд, это кажется разумным – ведь на демпфер летит вся дорожная грязь. Однако я бы категорически не рекомендовал ставить пыльник. Во-первых, на самом Мерседесе (и других автомобилях, где ставится демпфер) эта деталь располагается в точно таком же открытом месте (под днищем, а не в салоне, как многие думают) и расположена практически так же (горизонтально). То есть, он конструктивно рассчитан на грязь с дороги. Во-вторых, пыльник трудно гарантированно установить так, чтобы он сидел герметично, особенно в условиях, где эксплуатируется квадроцикл. Более того, в некоторых моделях этих демпферов есть специальные отверстия для сообщения с наружной средой. Если пыльник надет, то попавшая внутрь вода (а она обязательно проникнет) уже никогда не испарится и не высохнет, а будет лишь вызывать коррозию детали. В-третьих, на квадроцикле демпфер очень удачно располагается под небольшим наклоном, что гарантирует самостоятельное удаление любой попавшей под кожух воды. И это не надо портить! А грязь при таком длинном кожухе всё равно не дойдёт до штока, а если даже что-то и доползёт, вреда не будет. По крайней мере, точно меньше, чем от воды под пыльником.

Второе замечание – собственно, по поводу места установки демпфера. Да, он ставится на рулевую тягу (в данном случае на правую), что вызывает сомнение у некоторых людей. Они считают, что демпфер правильно крепить исключительно на рулевой вал, аргументируя тем, что при установке на рулевую тягу только удары в правое колесо глушатся непосредственно демпфером, а удары в левое колесо идут через рулевую сошку уже дальше к амортизатору. Тут я возражу! Ведь при установке на рулевой вал вообще все удары идут через сошку. Ну и кроме того, я не вижу проблем, ведь демпфер не ухудшает условия работы рулевой сошки.

Теперь – на испытания!


Я поехал… и обалдел! Как я раньше жил без демпфера?! Комфорт от езды вырос просто невероятно! Все ямы, рытвины, выбоины, неровности, небольшие брёвнышки или корни отныне проскакиваются на полном ходу без малейших неудобств! Если раньше диагональный перескок через рытвину больно отдавался в руки, то сейчас руль лишь интеллигентно покачивается. Вот такие канавки проезжаются на скорости вообще без проблем (правое переднее колесо в канаве, а левое заднее в воздухе). Это фото для примера.
Рытвина

Небольшие брёвна диаметром 10-15 см квадроцикл теперь не замечает и вовсе, никаких толчков в руль! Поначалу я никак не мог психологически настроиться на комфорт при езде, при приближении к любой неровности подсознательно готовился к удару в руль, но его всё не было и не было!
Брёвнышко

А чего стоит езда в лесу по мощным корням? Раньше руль только и дёргало на них из стороны в сторону, а сейчас плавно едешь, как на Мерседесе.

Потом я уже специально стал кататься по колдобинам, колеям от трактора, выбоинам и всё ждать, когда же пробьёт руль. Это произошло всего один раз, когда я залетел ну в совсем уж серьёзную рытвину (без демпфера вообще бы улетел). А все «стандартные» неровности сглатывались стопроцентно, придавая невероятный комфорт езде. Разница настолько существенная, что я всем квадроциклистам, у кого нет усилителя руля, рекомендую устанавливать демпфер. Это дёшево, просто и чрезвычайно эффективно!

Дополнение по итогам эксплуатации


Я, честно говоря, не помню, какой у меня был пробег, когда я ставил демпфер. Но это не важно, я откатал несколько месяцев, ни в чем себе не отказывая. Амортизатор как работал, так и работает. Я и по колдобинам ездил, и прыгал (ну так, слегка), и с разными пассажирами гонял, в общем, никак не ограничивал езду. За время эксплуатации обнаружились две небольшие вмятинки на кожухе от встречи с элементами рычага, на фото их видно.
Вмятины на кожухе

Они абсолютно безвредны, никак не нарушили геометрию самого амортизатора или его работу. То есть, в моём конкретном случае установка демпфера хоть и не 100%-но идеальна, но вполне удачна. Но я должен об этом предупредить. А в целом, всё работает очень надёжно!

V G F T O

Добавить отзыв/комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх