Задний свет для квадроцикла CF500-A

Я уже недавно писал про то, как установил дополнительный свет на квадроцикл. Покатавшись после этого несколько раз в тёмное время суток, я столкнулся с тем, что для маневрирования просто необходим и задний свет. Ведь в лесу нет вообще никаких источников света, не добивает даже тусклый отсвет от населённых пунктов. И луна бывает не всегда, да и актуальна лишь в поле. У квадрика сзади горит только красный габарит, но от него всё равно ничего не видно. А какая же поездка на квадрике обходится без заднего хода? Даже в ворота по возвращении трудно въезжать.


И вот, пораскинув мозгами, я решил поставить какие-нибудь светодиоды, которые можно было бы включать при маневрировании задним ходом. Покопавшись на Алиэкспрессе, я нашёл вот такие китайские 3-ваттные диоды, вполне подходящие для этого применения.

Светодиоды

Такие супер-яркие диоды, 3 ватта, герметичные, для автомобиля как раз. И всего 5 долларов с копейками за пару.

Китайцы вскоре прислали диоды, которые и в действительности оказались 3-ваттными (реально 2,8 Вт, что очень хорошо), яркими, дающими хороший ровный свет за счёт линзы, но… Китайцы не были бы китайцами, если бы у них всё было идеально: диоды оказались негерметичными, блин! Пришлось разбирать конструкцию, клеить линзу на силикон и силиконом же дополнительно герметизировать вывод провода.

Куда же поставить диоды? Нужна вертикальная плоскость, и не очень близко к земле, иначе закидает грязью. Я не нашёл ничего лучше, чем расширить дырки в номерном знаке и вставить диоды туда. Дело было вечером. После того, как это сделал, в голову пришла правильная мысль: надо было просто сделать из жести «уши» и прикрепить их сбоку от знака на те же болты. Тогда и знак остался бы не затронут. Ну ладно, назад уже не вернуть. В принципе, это расположение диодов я считаю удачным с практической точки зрения. Но поговорка «утро вечера мудренее» в очередной раз подтвердила свою мудрость.
Светодиоды на номерном знаке

Ладно, с диодами разобрались. Теперь второй вопрос – как подключать. Сначала я хотел сделать всё максимально просто: протянуть провод от прикуривателя и установить выключатель на крыло. Ну, чтобы не возиться особо. Но потом я всё-таки надумал организовать грамотный вариант, чтобы свет загорался автоматически при включении заднего хода. Это очень удобно: не надо щёлкать выключателем, а кроме того, полезно и днём, когда я включаю задний ход в общественных местах, например, на парковке возле магазина.

Но автоматическое включение света при активации заднего хода реализовать не так-то просто. Дело в том, что в моём квадрике СFMOTO CF500-A хоть и есть датчик заднего хода, но работает он с обратной логикой: при включении задней передачи он не замыкает контакт (+12 В), а размыкает! То есть, от такого датчика запитаться напрямую невозможно. Вариант подпаяться к индикатору «R» на панели приборов тоже не катит, потому что электроника рассчитана на маленькую мощность самого индикатора, и при добавлении нагрузки просто приведёт к неработоспособности того и другого.

Остаётся вариант поставить реле, завязав его на датчик, либо электронную схему на полярном транзисторе. Минус схемы с реле – оно всегда будет потреблять ток (из-за обратной логики датчика на катушку нужно всегда подавать питание). Плюс – дёшево и просто. Но я решил собрать простенькую электронную схему, которую на форуме ATV-клуба опубликовал Александр Гришко. Она очень компактная и практически не потребляет ток.
Схема подключения

Маркировка диодов, стабилитрона и полевого транзистора указана на картинке. Можно воспользоваться и аналогами: диоды 1000 вольт / 1 ампер (например, 1N4007 или 1N4148), стабилитрон 12 вольт / 1 ватт (например, 1N4007 или 1N4742A), полевой транзистор 50 вольт / 50 ампер или выше (например, IRF3808 или IRFZ44N). Такая схема потянет и мощную лампу! Кстати, мне автор схемы Александр Гришко ещё посоветовал вот что: «Вместо диода, соединяющего затвор полевого транзистора с концевиком, надо поставить диод Шоттки, или просто замкнуть напрямую». И я, следуя совету, поставил диод Шоттки 11DQ10.
Схема платы
Справа вы видите картинку с примерным расположением элементов на плате. Она не очень удачная, но я настолько далёк от схемотехники, что смог нарисовать только такую. Вы можете взять её за основу. И для лучшего понимания, как выводить провода.

Итак, я спаял эту схемку на кусочке текстолита (не очень аккуратно, но это не важно), окунул её в лак для изоляции.
Спаял схему на плате

Нашёл провод датчика заднего хода в блоке разъёмов, ведущем к коммутатору. Это бело-голубой провод. Я его перекусил и впаял свои провода от схемы.
Разъёмы коммутатора

Плату для дополнительной физической защиты поместил в термоусадку, и уложил её между разъёмами у коммутатора под капотом. Провод протянул назад к диодам.
Подкапотное пространство

Включил зажигание, задний ход. Схема сразу же заработала! При включении задней передачи загораются светодиоды. Просто супер, очень удобно!

Несмотря на небольшую мощность, света от двух 3-ваттных диодов достаточно. Мне же не нужно светить на 20 метров.
Задний свет на квадроцикле

А в непосредственной близи, на расстоянии 2-3 метров, благодаря линзе всё освещается замечательно.
Задний свет на квадроцикле

И всё компактно, удобно и функционально.

Я остался очень доволен сделанной дополнительной возможностью.

V G F T O
Добавлено: 17-05-2017, 15:05
0
2 135

Добавить отзыв/комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх