Устройство скутера – базовый уровень

Итак, давно известно, что скутер – один из самых простых, удобных и демократичных средств передвижения в мире. Он относительно комфортный, абсолютно прост в эксплуатации, обслуживании и ремонте. В большинстве стран мира на аппарат до 50 кубических сантиметров не требуется наличие прав, а если и требуется, то требуемая категория открывается по упрощенной системе и в сжатые сроки.

Одним словом, скутер – транспорт для всех слоев населения, независимо от пола, возраста, места проживания. В некоторых развивающихся странах – это единственное транспортное средство, которое может позволить себе простой рабочий, да и большего ему и не надо.

Итак, вы только что купили скутер или решили провести техническое обслуживание после определенного периода эксплуатации, а может вы решили провести бюджетный тюнинг – в любом случае, нужно ознакомиться с базовым устройством скутера. Данный сайт содержит специальный раздел, где в подробностях описывается каждая деталь, ее особенности и предназначение. Однако эта статья бегло описывает самые важные и основополагающие узлы и предназначена больше для новичков, которые не хотят вникать в глубокую суть отдельных элементов.

Какие скутеры наиболее популярны сегодня?


Прежде всего – это двухтактные аппараты из Японии, обычно Б/У, а также китайские скутеры различного ценового диапазона, и, соответственно, качества. Популярность китайской техники растет, несмотря на отвратительное качество первых поставок и небольшой срок службы (около 5 лет), после чего ТС просто нецелесообразно эксплуатировать и проще купить новое. Европейская техника менее популярна, прежде всего, из-за высокой цены, менее налаженной структуре поставок и существенному дефициту запчастей при необходимости ремонта.

Вывод – сегодня популярны двухтактные б/у «японцы» и четырехтактные новые «китайцы», которые очень медленно, но пытаются наращивать качество конечной продукции, а с качеством поднимается и цена. Двухтактные двигатели проще в эксплуатации, обслуживании и ремонте, однако четырехтактные агрегаты достойного качества показывают большую надежность, экономичность, экологичность и тяговитость. Порой, новый китайский скутер может стоить столько же, сколько и новая японская техника и выбор тут очевиден в пользу последней.

Как работает двухтактный двигатель скутера?


Принцип работы основывается на сжигании бензо-воздушной смеси вместе с маслом, которое обычно поступает из отдельного бачка и, перемешиваясь с бензином и воздухом, подается в камеру сгорания. Там же масло и выполняет все свои функции по смазке основных элементов двигателя, которых значительно меньше, в сравнении с четырехтактными двигателями. Как уже говорилось выше, такие двигатели менее экономичны, ведь часть топливно-воздушной смеси беспрепятственно покидает камеру сгорания во время такта выпуска. Двухтактные двигатели очень чувствительны к настройке выхлопной системы, которая изначально настраивается под каждую конкретную модель на заводе и не подлежит каким – либо переделкам.

Как работает четырехтактный двигатель скутера?


Они более сложны конструктивно, куда более надежные и экономичные. Моторное масло тут не подается из отельного бачка, и постоянно находится в картере, откуда словно из ванны постоянно смазывает все необходимые агрегаты. Масло в четырехтактном двигателе не может закончиться, как это происходит в двухтактниках, его уровень лишь периодически необходимо проверять и добавлять свежие порции до номинального уровня. Периодически масло подлежит замене, так как со временем оно теряет свои свойства, в нем собираются осадки и металлическая пыль (выработка). Будущее скутеростроения именно за четырехтактными двигателями. Не стоит забывать также про электротягу, но пока это не так актуально.

Нужно ли переключать скорости?


Практически все современные скутеры оборудованы вариатором и не нуждаются в каких либо манипуляциях с переключением скорости. Передача, по сути, тут одна, она же первая и последняя. Это очень удобно для эксплуатации ТС в городе, это не вызывает сложностей у новичков и представительниц прекрасного пола. Просто сел, повернул ручку газа и поехал, ничего сложного.

Вариатор


Вариатор – совершенная система распределения крутящего момента от коленвала скутера на заднее колесо в зависимости от скорости движения, нагрузок, оборотов коленчатого вала. На первый взгляд, сложная система, на самом деле, очень проста. В отличие от автомобиля, где используется большое количество шестеренок, валов и прочих составляющих, вариатор скутера состоит и ведущего и ведомого шкивов. Между двумя шкивами расположен ремень, и именно он передает крутящий момент.



Срок службы ремня колеблется в пределах 10 тыс. километров, иногда больше, все зависит от качества. Естественно, дешевые китайские ремни не смогут показать таких результатов, как, к примеру, фирменные Bando, Mitsuboshiили тюнинговые Malossiи Polini. К тому же, бюджетные китайские ремни часто не соответствуют маркировочным размерам, углу скоса, прочности, они непредсказуемы и могут разорваться в клочья даже после ста километров пробега. На ремнях экономить не стоит.

Сцепление




Ведомый шкив вариатор совмещен в одном блоке со сцеплением. Сцепление состоит из колодок с накладками, которые стянуты пружинками к центру и колокола, в сцепление с которым колодки входят при увеличении оборотов двигателя. Регулируя жесткость пружинок сцепления, мы регулируем момент срабатывания сцепления при определенных оборотах двигателя. Так, если нужен резвый старт, они должны быть жестче и соответственно мягче, если нам нужен мягкий старт.

Редуктор




Редуктор передает крутящий момент с ведомого шкива на колесо. Дело в том, что обороты ведомого шкива (блока сцепления) значительно выше оборотов вала колеса. Именно при помощи редуктора можно подобрать оптимальное значение передаточного числа, при котором динамика и максимальная скорость скутера будут находиться в максимально комфортных рамках. Передаточное число всегда можно изменить, заменив шестерни, однако увеличение максимальной скорости всегда будет приводить к падению динамики, а молниеносная динамика, соответственно, приведет к падению максимальной скорости. Если вы решили поставить «длинный редуктор», без дополнительного тюнинга не обойтись. Обычно, подобный тюнинг начинается с увеличения объема поршневой, настройки карбюратора и вариатора.

Редуктор работает в масляной ванне и замена трансмиссионного масла должна проводиться каждые 2-3 сезона, в зависимости от интенсивности эксплуатации.

Карбюратор


Устройство скутера – базовый уровень


Карбюратор питает двигатель бензо-воздушной смесью, смешивая ее в необходимых пропорциях. По сути – карбюратор контролирует двигатель, указывает, как ему работать. От правильной дозировки смеси зависит динамика, максимальная скорость, эффективность, мощность двигателя, работа на холостых оборотах. Управление работой карбюратора осуществляется посредством троса через ручку на руле (ручка газа).

Работа карбюратора основывается на принципе вакуума. Во время работы двигателя скутера, когда поршень совершает поступательно-возвратные движения, в цилиндре неизбежно образуется разрежение, именуемое вакуумом. Еще со школьной физики нам известно, что вакуум при наличии отверстия обязательно должен чем-то заполняться. В данном случае, он заполняется смесью бензина и воздуха, любезно приготовленной карбюратором. Но прежде чем попасть внутрь камеры сгорания, смесь должна перейти в газообразное состояния. Достичь этого можно, только если предварительно разогнать смесь до определенных значений, только при разгоне смеси ее плотность способна уменьшиться до показателей газообразного состояния. Все это опять-таки происходит внутри карбюратора.

Достигается это при прохождении бензина через систему мельчайших жиклеров, клапанов и отверстий. При повороте ручки газа в двигатель подается большее количество смеси, а следовательно, мощность его увеличивается и наоборот, при закрытии ручки газа мощность двигателя падает.

Очень важно, чтобы подаваемая карбюратором смесь была в строго заданной пропорции, иначе эффективной работы двигателя скутера не добиться. Эта пропорция называется качеством смеси. Качество смеси можно всегда отрегулировать при необходимости.

Богатой — называется смесь, в которой количество бензина преобладает над требуемым количеством воздуха. При богатой смеси скутер теряет в мощности, электроды свечи обычно черные, с бархатистым налетом. Потребление бензина резко увеличено.

Бедной – называется смесь, в которой количество воздуха преобладает над требуемым количеством бензина. Бедная смесь обязательно приведет к перегреву двигателя скутера, падению мощности, рывкам на скорости, плавлению электродов свечей и др.

Как правило, наиболее частой причиной неисправной работы двигателя скутера является именно проблема грязного карбюратора. Его каналы элементарно забиваются и смесь резко меняет свое качество. После этого, работа двигателя становится нестабильной или же двигатель вовсе отказывается работать. Вот почему важно периодически снимать карбюратор и проводить его очистку и настройку.

Грамотная очистка и настройка карбюратора, при наличии определенных навыков, знаний и инструментов, на практике доступна обычному скутеристу. А вот тюнинг карбюратора – дело куда более сложное, кропотливое, требует знаний, понимания выполняемой работы и существенных вложений, если конечно речь не идет про обычную замену главного жиклера.

ЦПГ (цилиндро-поршневая группа)




ЦПГ – основная составляющая двигателя внутреннего сгорания скутера. Сюда входят цилиндр, головка цилиндра и поршень. Принцип работы двигателя прост – топливная смесь, приготовленная карбюратором, подается в камеру сгорания внутри цилиндра, где сжимается поршнем и поджигается свечой. В этот момент происходит взрыв, который выталкивает поршень, а тот в свою очередь, через шатун вращает коленчатый вал. На коленвале расположен ведущий шкив вариатора, оттуда, через ремень, момент передается на ведомый шкив, редуктор и колесо соответственно.

Цилиндр двухтактного скутера может быть изготовлен из чугуна, алюминия, а также их комбинаций. Обычно стоковые детали изготавливаются из черного металла, а алюминий является прерогативой тюнинговых цилиндров от известных брендов (Polini, Malossi, Stage6 и др.).

Выхлопная труба




Выхлопная система скутера – неотъемлемый элемент обеспечения полноценной работы двигателя. Особенно это актуально на двухтактных двигателях. Глушитель посредством резонатора внутри возвращает в цилиндр часть мощности, которая теряется в процессе воспламенения смеси. Он очень тонко настроен и рассчитан именно на конкретную модель скутера. Вот почему, когда мы меняем стоковый глушитель двухтактного японского скутера (например HondaDioили YamahaJog) на бюджетный китайский глушитель, мы неизбежно ощущаем падение мощности. Китайские производители не стремятся в точности скопировать деталь, и внешне глушитель может быть идентичным, однако внутри это далеко не так, а ведь это критично. Всегда лучше разрезать родную выхлопную трубу и прожечь при необходимости, нежели приобретать дешевую китайскую игрушку.

Проще говоря, глушитель двухтактного скутера кроме непосредственного уменьшения шума и вывода отработанных газов, обеспечивает правильную циркуляцию газов внутри двигателя, благодаря чему удается значительно повысить мощность.

На четырехтактных скутерах все иначе. Глушитель тут нужен только для снижения уровня шума и вывода отработанных газов с минимальными препятствиями, а посему и требования к его конструкции минимальны.

Коммутатор




Коммутатор – это мозги современного скутера. Именно коммутатор подает импульс на катушку зажигания. Происходит это строго в определенный момент времени, импульс строго определенной амплитуды и длительности. Благодаря современным коммутаторам, не нужно регулировать зажигание скутера, а искра всегда стабильна.

Тормоза




Тормозная система очень проста и интуитивно понятна. Сзади обычно используется барабанный тормоз. Колодки всегда стянуты к центру и при нажатии на тормозной рычаг, кулачок между колодками выталкивает колодки наружу, они посредством накладок входят в сцепление с внутренней стороной тормозного барабана и скутер останавливается.

Спереди все чаще используют дисковый тормоз как более эффективный и информативный. Однако он несколько сложнее конструктивно и требует периодического обслуживания – добавления и замены тормозной жидкости. Все это можно сделать самостоятельно без помощи мастеров.

Подводя итоги, можно сказать, что скутер очень легко отремонтировать собственными силами, достаточно знать его устройство, знать основные азы по ремонту и обслуживанию, а также владеть элементарными инструментами и прямыми руками. Все рекомендации и руководства по ремонту, а также уроки многие другие советы вы найдете в разделах нашего сайта. Изучайте, анализируйте, набирайтесь смелости, и походы к мастеру вам больше не понадобятся.

V G F T O
Устройство скутер

Добавить отзыв/комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх