Cистема смазки (смазочная система) и её неисправности

В большинстве автомобилей и мотоциклов применяется комбинированая система смазки, в которой самые нагруженные детали двигателя смазываются под давлением (например, вкладыши коленвала и постели распредвала), а остальные детали (например, шестерни мотора и коробки передач) смазываются разбрызгиванием.



В систему смазки двигателя автомобиля или мотоцикла входят : фильтр тонкой и грубой очистки(сетчатый маслоприёмник), шестерёнчатый масляный насос, маслозаливная горловина и её пробка, щуп для измерения уровня масла, датчик и указатель давления и температуры масла, контрольная лампа давления масла, система вентиляции картера, поддон двигателя, где хранится всё масло с определённым уровнем (по уровню щупом проверяется необходимое количество масла).


Кстати, на некоторых мотоциклах, например, Харлей Дэвидсон, масло не хранится в поддоне двигателя, а только сливается с деталей и забирается оттуда (откачивается масляным насосом) при работе мотора в специальный маслобак (циркулирует при работе по кругу), в этом баке масло и хранится. Это позволяет существенно понизить температуру масла, так как в масляном бачке намного прохладнее, чем в поддоне двигателя.


Принцип работы системы смазки рассмотрим на примере рисунка. При заводке двигателя масло из поддона 1 картера двигателя через сетчатый маслоприёмник 2 (грубый фильтр) засасывается масляным насосом 3 и поступает в масляный фильтр тонкой очистки 5, где масло фильтруется(очищается).

Затем уже очищенное моторное масло поступает под давлением в главную магистраль 8, просверленную в блоке цилиндров. Далее, из главной магистрали по каналам 9 масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и затем подаётся по сверлениям 16 (каналам) в щеках и шейках коленвала к шатунным подшипникам (вкладышам).


В нижних головках шатунов имеются отверстия, через которые масло разбрызгивается и создаёт при оборотах коленвала масляный туман, необходимый для деталей, которые смазываются разбрызгиванием. Одновременно из главной магистрали по вертикальным каналам 15 в блоке и 14 в головке цилиндров, масло под давлением подаётся в головку двигателя в канал 12 распределительного вала, и далее, из этого канала поступает по сверлениям к подшипникам распредвала, его кулачкам, осям коромысел 11 и к коромыслам 13, и к другим деталям механизма газораспределения головки двигателя.


На многих автомобилях и мотоциклах, масло вытекающее из зазоров опор распредвала, попадает на толкатели клапанов, регулировочные шайбы, стержни и втулки клапанов, заполняет масляные ванны в головке цилиндров для смазки кулачков и стекает по каналам в поддон картера. На многих машинах (особенно дизелях и спортивных) и мотоциклах с воздушно-масляным охлаждением, масло под давлением подаётся в масляный радиатор, где охлаждается и стекает в поддон. Так же у многих автомобилей и мотоциклов направленным разбрызгиванием масла, смазываются стенки цилиндров и поршней, поршневые пальцы и кольца.


Вентиляция картера. Она нужна для поддержания в картере нормального давления и удаления паров бензина и газов, которые прорываются из цилиндров и могут вызвать коррозию деталей и загрязнение, разжижение масла. Так же прорывающиеся в картер отработанные газы могут повысить давление в нём, что приведёт к разрушению уплотнений( сальников) и течи через них масла. Для устранения всех выше перечисленных неприятностей осуществляется вентиляция картера за счёт принудительного отсоса газов из картера через вытяжной шланг, воздухофильтр, карбюратор и впускной патрубок в цилиндры.


Неисправности системы смазки. Основными неисправностями системы смазки двигателя являются: течь масла через сальники и в соединениях, пониженное или повышенное давление, повышенный расход масла.


Подтекание масла обычно видно при внешнем осмотре двигателя и на стоянке обнаруживается по масляным пятнам на асфальте. Подтекание масла устраняется подтягиванием крепёжных элементов соединений и заменой сальников и прокладок.


Повышение давления масла бывает из за большей вязкостичем положено заводом изготовителем, из за загрязнения масляных каналов, и из за заедания редукционного клапана в закрытом положении.(бывает из за попадания грязи).


Пониженное давление масла. Давление масла контролируется контрольной лампой, а на некоторых автомобилях и мотоциклах с помощью манометра в панели приборов.


Основными причинами пониженного давления масла могут быть: понижение необходимого уровня масла или его разжижение, большой износ коренных и шатунных подшипников коленвала или шестерен масляного насоса, неплотное закрытие редукционного клапана или его заедание в открытом положении( бывает из за грязи или износа). Если давление масла резко упало, то первое, что нужно сделать, это заглушить двигатель и щупом проверить уровень масла в поддоне.


Если обнаруживается, что уровень нормальный, то необходимо выкрутить датчик давления масла из блока двигателя и вращая стартером коленвал наблюдать за отверстием датчика. Если при этом будет выбиваться струя масла, то с давлением скорей всего всё нормально, а неисправен только датчик давления масла и его необходимо заменить. Отсутствие струи масла свидетельствует о полном прекращении его подачи и давления. В таком случае двигатель заводить нельзя и автомобиль следует отбуксировать в гараж, для обнаружения неисправности.


Обычно отсутствие подачи масла может быть из за засорения главного канала и засорения от несвоевременной замены фильтра тонкой очистки или его разрыва и закупорки каналов фильтровальной бумагой от фильтра. Падение давления бывает из за поломки шестерён и их зубьев у масляного насоса.


Так же проблемы с давлением масла могут быть из-за редукционного клапана и не только.


Повышенный расход масла (более 30 — 40 г на 100 км пробега) бывает из за его течи через сальники или соединения или попадания масла в камеру сгорания из за износа цилиндро-поршневой группы, маслосъёмных колец, а так же из за износа направляющих клапанов или сальников клапанов.


Обслуживание системы смазки заключается в систематической проверке необходимого уровня масла, доведение уровня до нормы доливкой масла, проверкой герметичности соеденений и сальников. Примерно раз в 15 тыс. км, необходимо промывать систему вентиляции картера.


Своевременно меняйте масло и фильтр тонкой очистки масла, и желательно на пару тысяч километров раньше срока, рекомендуемого заводом изготовителем автомобиля или мотоцикла. Пользуйтесь только качественными (фирменными) маслами и фильтрами. Примерно через 30 тыс. км., снимайте поддон картера и полностью вымывайте его перед заменой масла и фильтра.


Автор: Олег Суворов
Источник: suvorov-castom.ru

V G F T O
масла двигателя масло давления смазки картера деталей

Добавить отзыв/комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх