Установка газовой аппаратуры на мотоцикл или скутер

А есть ли смысл установки газовой аппаратуры и бывает ли она для мотоциклов?


Качество нашего бензина с каждым годом падает пугающими темпами, но зато цена, в отличии от качества, не падает, а растёт с каждым днём. В бензине всё чаще начинают появляться вещества, о которых раньше мы и не догадывались. Этими веществами повышают октановое число топлива (потому что так намного дешевле чем естественным путём) и ими являются: тетраэтилсвинец — сильнейший яд для человека, или фероцены — которые могут угробить любые, даже самые дорогие свечи, за пару десятков километров.


В газе не бывает этих ядов, да и зачем повышать его октановое число искусственно, когда например у пропан-бутана оно и так равно 98 — 102. А если захотеть ещё выше, то можно кататься на метане, у него октановое число аж 115 единиц и он ещё дешевле чем пропан.


При поездках на голубом топливе (газе), свечи служат вдвое дольше, чем на самом лучшем и дорогом бензине. При сгорании газа, практически не бывает смолистых отложений. Об этом может подсказать цвет моторного масла. Если на мотоцикле ездящем на бензине, масло довольно быстро темнеет и становится чёрным, то после поездок на газе, такого не увидишь — масло практически не меняет цвет. Катализатору в глушителе автомобиля или мотоцикла, работающих на газе, наносится намного меньший вред и он служит в два раза дольше. А раз больше срок службы катализатора, значит и вред окружающей среде намного меньше, и это радует.


Кроме множества плюсов, есть у газа и минусы. Ведь бензин поступает (распыляется) в цилиндры двигателя в виде жидкой пыли (тумана) и эта пыль занимает меньший объём чем газ. Это значит, что при впрыскивании в двигатель газа, в цилиндр попадает меньше топливовоздушной смеси, и естественно от этого снижается максимальная мощность мотора. Значит нужно подавать газа немного больше, чем бензина, процентов на десять( получается чуть больше расход газа). Но зато существуют системы топливной аппаратуры, которые настроены на впрыскивание жидкого пропан-бутана, и с ними мощность не падает.


При работе на газе, выхлоп мотора становится чище, не немного конечно, но простейший карбюраторный двигатель, при переходе на пропан-бутан (без дополнительных переделок) тут же вписывается в нормативы Евро — 1. Современный мотоцикл, с электронным впрыском и катализатором соответствует Евро — 2 и его легко довести до Евро — 3. Но главное, у газового топлива есть хорошая особенность: смесь пропана и бутана практически не содержит тяжёлых фракций, которые при сгорании образуют очень ядовитые вещества и канцерогены. Кому как, но мне это важно, и я беспокоюсь за будущее наших детей.



Установка газовой аппаратуры. На мотоцикле или скутере очень мало свободного места, но современное оборудование газовой аппаратуры довольно компактно. Самое большое место может занять баллон с газом, но 6 литровый легко помещается в кофре(см. фото), и ещё остается немного места. На круизёрах или бэггерах при наличии боковых кофров, есть смысл поместить два запараллеленных баллона в эти кофры и понизить центр тяжести, ну и одновременно увеличить пробег на одной заправке.


Подачей газа управляет специальный контроллер. Электроника определяет и учитывает температуру воздуха, двигателя, редуктора и рампы, давление газа на участках до и после редуктора, ну и самый важный параметр — разряжение в коллекторе.


Тахометр даёт сведения в эту электронику об оборотах коленвала. Контролер подключается к блоку управления двигателем (на современных мотоциклах), и он работают совместно и сообща определяют — какие форсунки включить, бензиновые или газовые, ну и в каком режиме им работать.


Чтобы сжиженный газ испарялся, редуктор нужно подогреть жидкостью от системы охлаждения двигателя. На моторах с воздушным охлаждением, можно решить проблему подогрева редуктора, пустив (по кругу)в трубки подогрева редуктора масло из магистрали масляной системы.


В зависимости от изменения разряжения во впускном коллекторе, редуктор изменяет давление газа, который подводится к форсункам. В редуктор вмонтирован датчик температуры и ориентируясь на его показания, электронный мозг сам включает подачу бензина в момент пуска и прогрева двигателя, а так же определяет момент, когда пришло время переключиться с бензина на газ.


Из редуктора газ поступает в рампу, а в ней установлены электромагнитные газовые форсунки. Лучше установить рампу, рассчитанную для четырёхцилиндрового мотора (даже на двухцилиндровый мотор), эта рампа способна выдавать очень малые порции газа. С другими двигатель не сможет нормально работать на холостом ходу и минимальных оборотах.


От диаметра отверстий в выходных штуцерах рампы зависит объём газа, поступающего в двигатель, эти диаметры отверстий похожи на жиклеры карбюратора. Но всё же особой точности подбора диаметров этих отверстий не требуется, так как интенсивность подачи газа уточнит электроника. Форсунки можно подобрать опытным путём. Примерно для двухцилиндрового мотора объёмом 650 кубиков оптимальный диаметр отверстий 1,5 мм. Для моторов меньшего рабочего объёма подойдут с 1 мм диаметром.


Двигателю современного мотоцикла с системой впрыска топлива необходим ещё один прибор — эмулятор, он подключается к системе параллельно форсункам. При переключении с бензина на газ, бензиновые форсунки отключаются. Но в момент отключения бензиновых форсунок, электронный мозг зафиксирует это и может решить, что возникла неисправность и может отключить всю систему. Для предотвращения этого и существует эмулятор, который имитирует работу штатных форсунок и тем самым не даёт мозгу «занервничать» и вырубить всю систему.


В народе существует ошибочное мнение, что газ намного более взрывоопасен, чем бензин. Это мнение исходит от незнания устройства системы газовой аппаратуры. Сразу при выключении замка зажигания, электроника перекрывает газовые клапаны на баллоне, редукторе и в рампе. При случайном отсоединении или обрыве трубопроводов, в них сразу срабатывают механические клапаны. Если вдруг сверх меры повышается давление в редукторе, сразу срабатывает предохранительный клапан и впрыскивает избыток газа во впускной коллектор.


После этого электроника сразу определяет, что резкое обогащение топливной смеси не случайность и сразу вырубает всю газовую аппаратуру. В любом автосервисе механики подключают к мозгам системы специальный компьютер, который сразу выявит неисправность. Трубопроводы газовой аппаратуры изготовлены таким образом, что соединить их неправильно или негерметично сможет неверное только ребёнок.


Современные газовые баллоны изготавливают такими прочными, что они выдерживают попадание пистолетной пули (сравните с бензобаком). При пожаре эти баллоны просто физически не могут взорваться. Рост давления в баллоне не опасен и выше 16 атмосфер не поднимается, хотя баллон рассчитан на 24 атмосферы. Если же баллон нагреется, например на пожаре, и давление превысит критическую отметку в 24 атмосферы, то сработает специальный предохранительный клапан и постепенно стравит лишний газ. Если (при пожаре) стравливаемый газ воспламенится, то не взорвётся и не полыхнёт, а воспламенится небольшой струёй огня (по такому принципу работают огнемёты). А представьте, что будет в такой ситуации с бензобаком. К тому же при падении мотоцикла и сильном ударе, бензобак может сдетонировать и взорваться, а газ в баллоне — никогда.


При возникновении любой неисправности газового оборудования или его электрических цепей или приборов, система питания автоматически переходит на работу на бензине. При желании перейти на бензин, можно переключиться вручную. Любые переключения, как автоматическое так и ручное, происходят без провалов и рывков. О переключении оповещает двойной звуковой сигнал и загорающаяся лампочка на панели приборов.


Мототехнику переоборудовать газовой аппаратурой особенно выгодно тем, кто много ездит, например кто каждый день ездит на работу, мото-таксистам, любителям дальнобоя, а так же развозчикам пиццы. На двухтактном двигателе переделка окупится быстрее, так как у них больший расход топлива.


Но на двигателе должна надёжно работать система раздельной смазки, и если она неисправна, то масло с газом не смешается. Особенно полезна переделка будет владельцам отечественного оппозита с коляской и окупится она всего за 10 тысяч километров (может и раньше), а на одиночках затраты окупятся примерно через 20 тысяч. В России, в Московской области современная газовая аппаратура в месте с установкой на мотоцикл обойдётся всего в 100 — 150 долларов.


И последнее. Мотопарк в нашей стране постоянно растёт, и установка газа на мотоцикл скоро станет такой же актуальной, как и на автомобили. Есть смысл задуматься мотосервисам о новом виде деятельности — установке газового оборудования на мотоциклы, скутеры, квадрики, трайки. Естественно такой вид бизнеса нужно будет легализовать, но я думаю, что по любому всё окупится и клиентов будет много, особенно в крупных городах.


Установка газовой аппаратуры на мототехнику, вскоре станет востребованным видом деятельности, а главное позволит и сэкономить на топливе, и улучшить чистоту и двигателя и окружающего воздуха, успехов всем.



Автор: Олег Суворов
Источник: suvorov-castom.ru

V G F T O
газовой аппаратуры бензина топлива бензине двигателя
Добавлено: 26-10-2016, 17:13
0
2 836

Добавить отзыв/комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх