Выпускные трубы и глушители.
Действие глушителя заключается в уменьшении скорости отработавших газов к моменту соприкосновения их с атмосферным воздухом, что осуществляется различными способами: расширением газов в полости большого объема; установкой на пути газов различных перегородок — дырчатых для разделения на множество струй и гладких для многократного изменения направления газового потока и его лучшего охлаждения. В последнее время широкое распространение получают глушители, состоящие из ряда резонаторов.
На рис. 79, в показаны конструкции глушителя. Глушители для четырехтактных двигателей чаще делают неразборными. У двухтактных двигателей глушители преимущественно разборные, так как их необходимо часто очищать от нагара. На дорожных мотоциклах выпускные трубы и глушители располагают внизу (рис. 79, а), на спортивных мотоциклах (в основном для того, чтобы глушители при сильном наклоне мотоцикла не задевали за дорогу) — вверху (рис. 79, б).
Из-за сопротивления, оказываемого глушителем, мощность четырехтактного двигателя, а следовательно, скорость мотоцикла несколько уменьшается. Например, ерли максимальная скорость мотоцикла равна 100 км/ч; то при установке на нем эффективного глушителя скорость уменьшается всего на 2—3 км/ч.
У двухтактного двигателя дорожного мотоцикла глушитель не уменьшает мощности. При снятии глушителя увеличиваются потери рабочей смеси при продувке и нарушается регулировка карбюратора. Потери рабочей смеси из цилиндра в этом случае объясняются следующим. Волна давления, распространяющаяся от выпускного окна по выпускной трубе, доходит до первой перегородки, отражается от нее и возвращается обратно к выпускному окну. Если к этому моменту выпускное окно открыто, а продувочное окно закрыто, то обратная волна будет препятствовать утечке рабочей смеси через выпускную трубу.
Уменьшение мощности, а следовательно, и скорости мотоцикла происходит также при установке на мотоцикле глушителя от мотоцикла другой марки. К таким же последствиям приводит и увеличение сопротивления глушителя вследствие Отложения нагара. Например, у двигателя мотоцикла ИЖ «Юпитер» после пробега 20 тыс. км из-за засорения глушителя нагаром мощность снизилась на 4,5 л. с., а максимальная скорость — на 5—6 км/час; расход топлива возрос на 17%.
У спортивных мотоциклов в результате соответствующего подбора длины выпускных труб и установки на конце трубы раструба можно увеличить мощность двигателей. Но езда на мотоцикле с таким раструбом сопровождается не допустимым вне района соревнований шумом.
Профилактическое обслуживание
Неисправности в системе питания являются наиболее частой причиной вынужденных остановок мотоцикла в пути. Основная причина неисправностей заключается в попадании в топливо посторонних частичек и воды, вызывающих недопустимое обогащение или обеднение горючей смеси.