Как заменить цепь на мотоцикле?
Как заменить цепь на мотоцикле?
Мотоцикл по природе своей нуждается в частом обслуживании, и чтобы трансмиссия вашего агрегата прослужила вам долгие годы, необходимо периодически смазывать и чистить цепь, и производить ее замену на новую согласно техническому регламенту, как правило, каждые 10-15 тысяч пройденных километров. Заменить цепь на мотоцикле своими силами возможно, но для этого потребуется некоторые навыки, поэтому большинство экспертов рекомендует обратиться за помощью в СТО. Однако не стоит расстраиваться и сразу же бежать к экспертам. Работа по замене цепи от вас не требует каких-то совершенных технических умений, но в ней есть некоторые нюансы. Следуя приведенным рекомендациям в статье, ваша трансмиссия будет надёжна и долговечна.
Требуемые инструменты для выполнения работ
Для того чтобы произвести ремонт вам потребуется довольно обширный перечень нужных инструментов. Важнейшим элементом труда в данном случае выступает «клепальщик цепи» купить такое приспособление не составит труда, так как это очень ходовой товар и его выпуском заняты огромное количество производств. Цена колеблется в пределах от 1000 до 5000р., в зависимости от используемой марки стали и бренда.
Некоторые опытные мастера обходятся и без «клепальщика цепи» используя обыкновенный молоток с зубилом и керном. Ожидать большой надежности от данного сочетания инструментов не приходится, но тут немаловажную роль играет и опыт самого мастера. Но для новичков настоятельно рекомендуется использовать специальный «клепальщик цепи».
Кроме всего выше сказанного, замена цепи и звёздочек потребует еще некоторые следующие инструменты:
- Динамометрический ключ
- Набор головок и ключей
- Небольшая болгарка, желательно с алмазным диском по металлу
- Средство для очистки ржавчины, масло для смазывания цепи и консистентная смазка
Инструменты следует выбирать тщательно, и не самые дешевые с китайского порошкового металла, ведь именно от них будет зависеть успех дальнейшей работы по обслуживанию мотоцикла. Примите во внимание тот факт, что замена цепи будет выполняться не один раз по мере эксплуатации, и поэтому имея надежный инвентарь инструментов вы сможете в кратчайшие сроки вернуть своего железного коня в строй.
Демонтаж
Сначала нужно будет снять защитный кожух цепи и выкрутить все болты, сдерживающие крышку над ведущей звёздочкой. После демонтажа кожуха, немного наживите все болты на изначальные места, чтобы в дальнейшем не пришлось лазить с магнитом в поиске пропавших креплений. Под крышкой звёздочки, как правило, всегда обнаруживается внушительное количество грязи, её нужно будет вымыть.
Если нужно произвести замену звёздочек, то для начала ослабьте их крепления. Тут вам потребуется помощь, поскольку звёздочки заднего колеса закрыты маятником и для их выкручивания потребуется двигать мотоцикл вперёд - назад. После проделанных манипуляций остается только ослабить гайку задней оси. Помните, что на данном этапе никакие крепления полностью демонтировать ненужно! Устанавливаем мотоцикл на подкат либо центральную ножку, после этого спокойно откручиваем гайку задней оси и снимаем колесо. Проделав эти операции переходите к снятию звёздочек, выкручивая все фиксирующие ее болты.
Чтобы облегчить установку новой цепи, нужно будет разрезать передаточный механизм. Некоторые модели мотоциклов комплектуются специальным приспособлением – брейкером (Chain Breaker). Опускаем брейкер на цепь и зажимаем, после чего выбиваем из неё штифт. Если такого устройства нет, то цепь расклепываем пробойниками входящими в комплект для клёпки. Тем не менее опытные мастера сетуют на то, что данный инструмент не очень надёжен поэтому лучше спилить головки штифта болгаркой. После проделанных действий разорвать звено цепи не составит никакого труда. Если же у вас нет вышеперечисленных инструментов, то можно воспользоваться дедовским методом и распилить цепь ножовкой по металлу, сил и времени в этом случае потратится гораздо больше.
Если вам интересен алгоритм работы с специальным инструментом, то вам необходимо знать, что в данном случае сложных действий совершать не придётся. В прижимное приспособление клепальщика устанавливаем втулку для резки цепи, после этого она совпадает со штифтом с ранее надпиленной головкой. Прижимной болт следует заворачивать заранее подготовленным динамометрическим ключом с прилагаемым усилием примерно в 10 Нм. Всё, теперь остается только установить пробойник и поворачивать его до тех пор, пока штифт не вывалится и цепь не порвётся.
Установка
Если вам нужно заменить звёзды, то резка цепи не обязательна, поскольку вам всё равно нужно будет устанавливать новый передаточный механизм. Тем не менее при их оставлении эта операция существенно уменьшается в плане трудоемкости работы. Если вы смогли купить новую цепь аналогично родной, то вам достаточно будет просто соединить её со старой, и успех гарантирован. В противоположном случае можно будет воспользоваться прочной синтетической нить либо проволокой. В итоге получится длинная цепь, которую нужно будет натянуть на звёздочки, понемногу прокручивая их.
Для замены цепи таким способом, вам нужно будет дождаться определенного момента, когда старая передаточная деталь перестанет соприкасаться со звёздочками. Также не забудьте тщательно смазать шлицы (консистентной смазкой), входящие в зацепление. Теперь можно смело снимать старую цепь и приступать к установке новой. Ведущую звёздочку потребуется установить на её место и аккуратно наживить крепление. Следующим шагом будет заклёпка цепи, этот этап считается наиболее ответственным процессом.
Если вы решили пойти дедовским методом и хотите научиться заклёпывать цепь с помощью молотка и зубила, то вам потребуется ознакомиться с ниженаписанными рекомендациями и выполнять всю работу вручную. Однако стоит помнить о том, что при выборе именного этого метода заклёпки, шанс повредить передаточный механизм будет очень высок. Поэтому настоятельно рекомендуем использовать специальный клепальщик, который из-за особенностей своей конструкции ограничивает максимальное перемещение шлицов – это даст возможность не испортить сальники детали. Специальной смазкой для цепи обильно смазываем штифты, после чего на них надеваем сальники и еще раз смазываем. После необходимо вдеть их в ролики, установить ещё одни сальники, опять смазать и зафиксировать сверху крышку замка. Далее необходимо установить это звено в клепальщик таким образом, дабы штифты плотно попали в специальную канавку. Всё, теперь остается заворачивать прижимной болт, до тех пор пока они все не упрутся в её основание.
Специальную насадку для расклёпывания штифтов устанавливаем в инструмент. Прижимаем её к поверхности цепи – промазать практически нереально, так как инструмент снабжен специальным углублением, облегчающий прицеливание. Берём в руки в динамометрический ключ и заворачиваем прижимной болт до окончания хода. В зависимости от качества и производителя цепи, это значение может варьироваться от 15 до 20 Нм, однако вам следует быть готовым к резкому увеличению необходимого усилия для закрутки болта. Не стремитесь очень туго затянуть болт, в противном случае замок лишится подвижности, что в свою очередь приведёт к ускоренному износу трансмиссии.
Осталось дело за малым, устанавливаем заднюю звёздочку и наживляем крепление. В обратном порядке устанавливаем колесо, но не затягивая его ось. Тщательно проверьте, чтобы все детали и элементы находились на своих местах.
Окончание
Следующий этап ремонта – регулировка цепи. Для дорожных мотоциклов за норму принято считать провисание передаточного механизма на 25–35 мм. В зависимости от того, какой именно механизм установлен в вашем мотоцикле, вам может быть потребуется переместить ось по специальной прорези, при этом управляя ей с помощью регулировочных болтов, или же воспользоваться эксцентриковым приспособлением. Установив необходимый уровень провисания цепи, вплотную затяните гайки оси и убедитесь в полной фиксации заднего колеса.
Теперь приступайте к затягиванию всех крепления до нужного момента с помощью динамометрического ключа – необходимые усилия для тех или иных креплений вы сможете отыскать в инструкции по эксплуатации мотоцикла. Начинаем затяжку с задней звезды, способом крест – накрест во избежание срыва резьбы, тщательно зафиксируйте переднюю звёздочку и убедитесь, что цепь легко прокручивается без значительного провисания на назначенном участке. Перед началом непосредственной эксплуатации мотоцикла нужно будет смазать передаточный механизм специальным спреем.
Если по какой-то причине вам досталось цепь длиннее родной, то не унывайте. Воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями по укорочению цепи. С помощью пробойника разорвите механизм и извлеките нужное вам количество звеньев. После проделанных операций тщательно смажьте все элементы и установите шлицы, при этом не забудьте о сальниках и роликах пар трения. Однако проделывать такую операцию необходимо в крайнем случае, перед покупкой уточняйте у продавца подойдет ли конкретно эта цепь под конкретно ваш мотоцикл.
Сложная работа
Процесс замены цепи нельзя назвать особенно сложной, хотя некоторые технические знания не помешают. Проблема в основном заключается в присутствии большого количества разнообразных нюансов – передаточный механизм можно раздавить, перетянуть или попросту неверно смонтировать. Поэтому при выполнении работ используйте только качественные инструменты и детали. Если вы не уверены в своих силах, то обратитесь в мотоциклетный СТО, там вам точно могут и ко всему прочему дадут еще и гарантию на проделанную работу.