Обслуживание системы впрыска топлива мотоциклов

Распределённый впрыск топлива мотоциклов и обслуживание его форсунок (полезно и для обслуживания двигателей автомобиля).

Написав несколько статей по неполадкам и ремонту систем впрыска топлива автомобилей, спохватившись я осознал, что про системы впрыска топлива мотоциклов нет ни одной статьи. Да простят меня мотоциклисты, в этой статье я начинаю исправляться. Ведь на наших дорогах, ещё лет пятнадцать-двадцать назад, не то что мотоциклы, а автомобили с впрысковыми моторами считались экзотикой, и казалось, что с нашим ужасным бензином, они не приживутся. Сейчас же, любой более менее свежий и приличный автомобиль имеет систему впрыска топлива, напичканную электроникой. И тоже самое постепенно случается и на мотоциклетном рынке, несмотря на помои на заправках, вместо бензина. Более свежие и современные мотоциклы и их владельцы, давно забыли что такое карбюратор.


Не смотря на надёжность и простоту прибора, под названием карбюратор, преимущество впрыска всё таки очевидно и неоспоримо. В впрысковых двигателях происходит более точное дозирование бензина, и благодаря этому происходит более экономичный расход топлива, а также меньшая токсичность выхлопных газов (кстати — это один из главных параметров для многих стран, из за которого в Европе отказались от карбюратора). Ну и ещё один не менее важный параметр в пользу впрыска — существенно возрастает приёмистость мотоцикла, ведь топливо сгорает полнее и качественнее.


Вслед за европейцами, даже консервативные японцы признали, что пора внедрять системы впрыска и на свои мотоциклы. Хоть и немного позже чем европейские мотоциклы, но всё же каждая современная модель мотоцикла из всей японской четвёрки производителей, имеет систему впрыска топлива.



Многие владельцы мотоциклов, поездив некоторое время на своих впрысковых аппаратах, даже и не догадываются что к чему в системе впрыска, если например система даёт сбой (чаще всего из за левого бензина). Так что же нужно знать о впрыске топлива своего байка? Самые главные исполнительные элементы системы впрыска — это неразборные форсунки, которые многие называют инжекторами. И именно форсунки осуществляют подачу бензина в зону впускных клапанов каждого цилиндра двигателя. Сама форсунка (или инжектор) — это обычный электромагнитный клапан (селеноид — смотрите рисунок слева), который срабатывает в тот момент, когда на него поступает электрический сигнал (импульс) от электронных «мозгов» (контроллера). Ну а количество распыляемого форсункой топлива, пропорционально давлению топлива в системе питания, а так же зависит от длительности импульса, который задаёт электронный мозг (контроллер). Подробнее об этом и ещё о многом полезном, по работе системы впрыска современных мотоциклав, можно узнать, кликнув вот по этой ссылке.


От форсунок многое зависит, и если ваш байк при откручивании ручки газа двигается с рывками или провалами, или происходит явный недобор мощности (мотоцикл плохо разгоняется), или на вашем двигателе холостой ход нестабилен, а из выхлопной трубы выходит дым не как обычно (повышенная токсичность выхлопных газов) — всё это внешние признаки ненормальной работы форсунок.




Проверить работу форсунок (подвижность её игольчатого клапана) довольно просто и без специальных приборов, так как срабатывание электро-клапана сопровождается довольно ощутимым щелчком. Заведя двигатель, прикоснитесь к форсунке пальцем (см. фото), и вы почувствуете хорошо различимые на ощупь щелчки, если конечно форсунка исправна. Бывает, что до какой то форсунки сложновато добраться, тогда можно воспользоваться стетоскопом (продаётся в аптеке) и с помощью него вы хорошо услышите характерные щелчки на исправной форсунке.



Устройство форсунки


Если же щелчков не наблюдается, то налицо неисправность инжектора (форсунки). Несрабатывание электромагнитного клапана форсунки может быть из-за повреждения обмотки электро-клапана или повреждения подходящей к нему электропроводки. Целостность подходящих к форсункам проводов проверьте визуально, а лучше прозвоните тестером. А исправность катушек электромагнитов проверьте переключив тестер в режим омметра. Сопротивление цепи электромагнитов должно быть 12 — 16 Ом. Определив тестером какая из форсунок неисправна, замените её новой. Если все форсунки на прозвонку катушек исправны, а какая то из них всё же не работает, то переключив тестер на измерение напряжения 12 -15 вольт, проверьте наличие сигнала от блока управления. Для этого подсоедините щупы тестера к разъёму, приходящему к форсунке и прокручивая двигатель стартером, определите приходит ли импульс напряжения (скачок напряжения на тестере). Если не приходит, то проверяйте целостность провода, который идёт от контролёра до самой форсунки, или полностью замените провод на новый. Кстати, многие неисправности впрысковых автомобилей, довольно схожи с неисправностями впрысковых мотоциклов.



Но чаще всего, по крайней мере у нас в стране, неисправности впрыска топлива происходят из-за загрязнения топливных каналов. Да к тому же сами форсунки расположены недалеко от камер сгорания двигателя, в высокотемпературных зонах, из-за этого на игле форсунки и её седле, образуются довольно твёрдые смолистые отложения, которые выпадают из тяжёлых фракций бензина и растут с каждой сотней километров. И в итоге доходит до того, что они полностью перекрывают отверстия, из которых должен распыляться бензин. Но как я уже говорил, загрязнения могут отложиться на игле и седле форсунки, в итоге происходит потеря герметичности пары игла-седло, из за этого мотоцикл будет дыметь как паровоз, ну и расходовать бензин также как паровоз. Но до такого состояния редко кто доводит мотор, так как для обнаружения заметного недомогания двигателя, хватает всего чуть-чуть появиться грязи, и она тут же изменит форму и нужное направление распыла (факела)топлива. А как известно, факел распыла топлива, подбирается на заводском стенде очень точно для каждого двигателя, и очень важен для его нормальной работы.


Следовательно нужно периодически удалять из системы впрыска, накопившиеся грязь и твёрдые отложения. Как это сделать? Самая простая и доступная процедура — это периодическая промывка (каждые 3 тысячи км), для осуществления которой в бензобак добавляют специальные моющие препараты, которых сейчас на рынке тысячи. Но советую приобретать только химию солидных производителей (например Ликви Моли). Топливные присадки хороши тем, что очищают не только топливные каналы форсунок, но и всю систему в целом, начиная от бензобака и заканчивая выпускными клапанами.


Но всё таки этот способ полезен для довольно свежих мотоциклов, ну и носит скорей профилактический характер. Для древней или запущенной техники, этот способ может только навредить, так как куча отвалившегося, но нерастворённого от действия химии застарелого шлака, ринется путешествовать по системе и забьют все каналы, сами форсунки, топливный фильтр и даже бензопроводы. В итоге вся система впрыска будет выведена из строя.


Поэтому, если у вас довольно подержанный аппарат, то советую обратиться на станцию техобслуживания инжекторных двигателей, и здесь очистку форсунок вашего двигателя произведут без их снятия, на специальном промывочном стенде. На вашем мотоцикле отключат штатный бензонасос, и заглушат бензиновые магистрали питания вашего аппарата, ну а движок подключат к специальной установке искусственной подачи моющего топлива — сольвента.


Сам процесс такой промывки должен производиться в несколько этапов. Для начала, движок вашего мотоцикла должен будет отработать на холостых оборотах примерно 20 минут. После этого его заглушат и дадут отстояться минут пятнадцать. За это время, наиболее твёрдые и стойкие отложения обычно успевают нормально размягчиться. Далее мотор заново запускают минут на двадцать, в течении которых двигатель крутят на разных оборотах, от холостых до максимальных. За это время обычно сгорает от полулитра до 700 грамм сольвента (в зависимости от объёма мотора), и этого хватает, чтобы восстановить первозданную чистоту форсунок и всей системы впрыска в целом. Стоит такая процедура не дорого, примерно 25 -35 $ за промывку всех форсунок и системы. Только при выезде из промывочной станции, не спешите отжигать на радостях по полной, а дайте поработать двигателю вашего мотоцикла без нагрузки хотя бы минут двадцать. Потому что в системе питания и впрыска вашего двигателя, остался сольвент, а у него очень низкая детонационная стойкость, и очень важно выработать его до конца, не загубив двигатель детонацией.


Сам результат такой промывки опытный электрик может оценить по тому, как изменилась длительность открытия и закрытия клапана форсунки. Так же можно увидеть с помощью газоанализатора, как ощутимо снизилась в выхлопе вашего мотоцикла концентрация углеводородов (пришла в норму). Впрочем у многих нет ни тестера ни газоанализатора, но не беда, вам это и не нужно, так как ваш байк снова начнёт «гавкать» (моментально отзываться на подачу газа) и жечь резину, а ускоряться с места снова будет очень резво, без провалов и чиханий. Ну и дымность выхлопных газов вашего двигателя куда то улетучится. В общем — хоть на трек. И такую сольвентную промывку советую проводить не реже 15 тысяч км.


Но попадаются древние мотоциклы, а может просто очень долго стоявшие без движения, или «хлебнувшие» очень плохого бензина, у которых и сольвентная промывка не всё приводит в норму. В таком случае, очень твёрдые отложения в системе впрыска, подвергают ультразвуковым пыткам на стенде. Сами форсунки снимают с двигателя, наполняют их специальным моющим раствором, или погружают в моющий раствор (лучше и то и другое) и подвергают их ударным дозам ультразвуковых (высокочастотных) колебаний. Такая процедура способна расправиться с самыми старыми, или твёрдыми и стойкими отложениями шлаков. Кроме того в таких сервисах, после чистки, распространена проверка на стенде форсунок на герметичность (иглы и седла), их производительность, ну и что я считаю самое главное, проверка позволяет убедиться в правильности формы распыла (факела) топлива. Ультразвуковая чистка очень эффективна, и единственный минус таких услуг, это цена (примерно 100$). К тому же советую ещё потратиться на новые уплотнительные кольца форсунок, а при их установке не забудьте смазать их моторным маслом.


Ну и несколько советов на последок, которые помогут избежать вам и вашему мотоциклу вышеописанных дорогостоящих процедур. Пользуйтесь по возможности проверенными заправками, и знайте, что чем выше качество заливаемого в ваш впрысковый мотоцикл бензина, тем дольше продлится безотказная работа системы впрыска вашего байка. Вовремя меняйте топливный фильтр, и если заводом изготовителем предписано менять его к примеру через 10 тысяч км, помните, что это предписание написано для Европы, с её нормальным топливом. Для нашего региона смело делите 10 тысяч пополам, и прокатавшись половину срока, без сожаления меняйте фильтр. Ведь ремонт может обойтись намного дороже расходников. И последний совет: когда решите укладывать своего любимца в зимнюю спячку, перед этим дайте вашему двигателю «откушать» бензина с моющей присадкой и стабилизатором топлива. Впрочем кому интересно почитать о том, как правильно подготовить свой любимый байк к зимней спячке, чтобы весной избежать проблем, советую почитать об этом здесь. Удачи всем на дорогах!


Автор: Олег Суворов
Источник: suvorov-castom.ru

V G F T O
впрыска топлива форсунки форсунок системы

Добавить отзыв/комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх