Кабина для снегохода – дорогое удовольствие
Слово «снегоход» у массового потребителя сразу ассоциируется с устройством для передвижения по снегу, с бензиновым двигателем, без крыши и, как правило, с одной гусеницей. Но современный рынок диктует создание вездеходов с комфортабельными кабинами, которые могут, помимо груза, перевозить по снежному покрову от двух человек и более.
Первый снегоход с кабиной
Первая известная модель «автомобиля для снега» появилась зимой 1936–1937 гг. когда Жозеф-Арман Бомбардье представил свое устройство В7. Литера «В» в названии означало Bombardier, а цифра 7 – количество пассажиров.
Понятно, что этот экземпляр мало напоминал самодельный снегоход в современном понимании. Но и появление этой машины имело коммерческий успех, хотя на ней и не покатаешься с ветерком. Первая партия была быстро раскуплена для сугубо делового применения сельскими ветеринарами, врачами и владельцами похоронных бюро. Привычный нам облик машина стала обретать уже в 60-х годах.
Улучшенные варианты самодельного снегохода можно разделить на несколько типов:
- с кабиной для одного водителя;
- с кабиной, рассчитанной на водителя и пассажира, которые сидят друг за другом;
- водитель и пассажир с поперечным расположением сидений.
Заводские модели
Ярким представителем современного варианта с кабиной является снегоход, который носит название ТТМ-1901-01 «Беркут». Выпускает его нижегородское предприятие «Транспорт».
ТТМ имеет существенные отличия от серийно выпускаемых механизмов для передвижения по снегу:
- наличие кабины, которая способна обеспечить комфорт при поездках;
- высокая проходимость и устойчивость при любой величине снежного покрова;
- исключительная маневренность при достаточно высокой управляемости.
Отопительная система ТТМ-1901-01 «Беркут» позволяет поддерживать температуру в салоне до +18° при температуре окружающей среды –50°. И это не удивительно, так как «Беркут» оснащен двигателем от «Жигулей».
Сделать машину достаточно простой позволяет ее конструкция, в которой были использованы узлы и агрегаты от популярных марок ВАЗ и УАЗ. ТТМ-1901-01 «Беркут» прошел государственную регистрацию и сертификацию в органах технадзора.
Из зарубежных аналогов можно упомянуть польский снегоход Snow Crawler. Он изначально нацелен на тех людей, которые любят зимние прогулки с комфортом. Этому помогает кабина автомобильного типа, лыжи и две гусеницы. Проект рассчитан только на одного водителя, хотя предполагается и вариант с двухместной кабиной.
Еще одна машина, которая рассчитана на двух человек, носит название «Снегомакс». Конструкторы выбрали вариант, который позволил сделать расположение сидения в салоне автомобильного типа по схеме «тандем». При таком размещении людей не только уменьшается ширина транспортного средства, но и улучшается маневренность. Также понижение центра тяжести повышает устойчивость при движении снегохода.
Самодельные машины
«Создать самодельный большой снегоход», – такая идея пришла в голову 39-летнего оренбуржца М. Гудрина в 1970 году. Когда идея воплотилась в металл, особенное внимание в машине привлек его корпус. Он изготовлен из носовой части фюзеляжа фронтового бомбардировщика Ил-28У (учебный).
Для того чтобы ее приспособить на свой снегоход, над ней пришлось поработать. Так, был удален выступавший за габариты фонарь инструктора. Для задумки автора он был не нужен. Для установки кабины пилота на раму было срезано дно фюзеляжа. А в задней его части потребовалось сделать сужение к осевой линии. Такое решение было продиктовано необходимостью размещения двигателя.
Внутри бывшего самолета был оборудован салон, в котором могли поместиться три человека вместе с водителем. И также есть отсек для груза. На место приборной доски от самолета установлена панель с необходимыми указателями от машины «Победа».
Рама снегохода, которая и держит кабину, сделана из стальных труб довольно сложной конфигурации, сварная, различного диаметра (20–60 мм). Те места рамы, где идут крепления гусеницы и трапеции задних амортизаторов, были дополнительно усилены уголками.
В целом снегоход состоит из:
- четырех лыж;
- центральной гусеницы;
- мотора с задним расположением на раме;
- укороченного автомобильного моста с цепной передачей на привод гусеницы.
Для того чтобы привести всю конструкцию в движение, пришлось остановиться на двигателе ЗМЗ-451М, работающем в паре с КППП от ГАЗ-21. Передается крутящий момент от двигателя через пару звездочек, которые надо было сделать на фланцах заднего моста, соединенных цепью со звездочками гусеницы. Сцепление на самодельном снегоходе однодисковое, с механическим приводом.
Оригинальным решением был выбор зимнего отопителя салона. Это мощная автономная система, которая работает на дизтопливе. Бак с горючим на 27 литров для отопителя расположен в моторном отсеке. Горячий воздух автономной системы может быть использован не только для обогрева пассажиров, но и по рукаву подаваться в моторный отсек. Это позволяет подогреть мотор перед пуском. Масло в поддоне можно также автономно подогреть перед пуском двигателя с помощью электрического тэна. Он врезан непосредственно в поддон мотора.
Сфера применения крытых машин
Снегоходы с крытой кабиной нацелены на обслуживание линейных объектов – трубопроводов и линий связи и электропередач. Еще могут применяться в охране объектов различного назначения. И конечно, он незаменим для любителей охоты и рыбалки.
Российская оборонка намерена использовать такой снегоход для арктических подразделений. Такое решение позволит сделать отечественным производителям армейскую вездеходную машину, оснащённую не только средствами связи, но и огневыми средствами поражения противника, еще более интересной.
Альтернатива кабине
Современный рынок предлагает альтернативу кабине, размещенной непосредственно на снегоходе. Промышленность смогла сделать крытые прицепные сани для снегохода, в которых с комфортом могут разместиться до четырех человек. Рекомендованная скорость передвижения – около 60 км/час. Грузоподъемность – 350 кг.
Цена вопроса
Цена промышленного снегохода с кабиной начинается от 650 тысяч рублей (столько стоит «Беркут») не позволяет вызвать массовый интерес от частных клиентов. Но, тем не менее, находятся желающие приобрести механизм для передвижения по снегу в качестве второй или третьей машины в своем гараже, которая предназначена исключительно для зимних поездок.