Показатель мощности для мотособак в приоритете
Мотобуксировщики предназначены для того, чтобы транспортировать различную поклажу и грузы, а также перевозить людей, преимущественно, по снегу и льду. Но некоторые из них могут передвигаться также по грунту (песку, щебёнке и пр.), растительности (траве) и даже искусственному покрытию (асфальту, бетонным плитам, тротуарной плитке и т. д.).
Факторы, определяющие тягловые характеристики
Мотособаки по определению предназначены для передвижения вне дорог, поэтому при выборе техники не должно быть мелочей. Наряду с надёжностью, безопасностью, простотой и лёгкостью в эксплуатации, они должны обладать необходимыми тягловыми характеристиками, иначе все остальные достоинства этих машин могут оказаться невостребованными.
Этот важнейший синтетический показатель зависит не только от эксплуатационно-технических данных мотобуксировщиков, но и от времени года и места передвижения, а также от навыков, опыта и стиля вождения данного транспортного средства.
Если обратиться к технической стороне дела, то тягловые характеристики в первую очередь определяются:
- мощностью силовой установки;
- крутящим моментом, создаваемым двигателем;
- шириной гусеничного движителя;
- типом подвески (склизовая или катковая);
- общей массой техники;видом исполнения трансмиссии (ремённый вариатор или автоматическое сцепление);
- площадью контакта движителя с опорной поверхностью (снегом, льдом, грунтом) и т. д.
Тягловые показатели для мотобуксировщика также будут зависеть от топографии и вида места передвижения. На ровной и укатанной снежной трассе они будут максимальными и неизбежно уменьшатся при движении по рыхлому снегу, особенно на пересечённой местности, какой везде предостаточно.
Резкие рывки при трогании с места, пренебрежение инерционным фактором гружёной техники совершенно несовместимы с повышением тягловых характеристик.
Как быстро перевезти тяжёлый груз?
Необходимо учитывать, что вес перевозимой мотобуксировщиком поклажи и скорость его передвижения связаны обратно пропорциональной зависимостью: увеличивается одно – снижается другое. Предельную весовую нагрузку можно реализовать на малых скоростях, а максимальную быстроту движения – при наименьшей загрузке аппарата и, в основном, за счёт уменьшения груза в прицепе, поскольку разгрузка самого мотобуксировщика может способствовать проскальзыванию гусеницы относительно опоры и соответствующему падению скорости.
Понятно, что больше поклажи можно везти и тащить по укатанному снегу и льду. Если снег рыхлый и к тому же мокрый, то склизовая подвеска будет лучше способствовать увеличению массы перевозимого груза. На твёрдом снегу или на грунте в этом отношении предпочтительней катковая подвеска.
Очень многое в повышении грузоподъёмности и скорости перемещения зависит от поперечного размера гусеницы, поскольку увеличивается площадь контакта со снегом, и гусеница не проскальзывает и не проваливается в него. Все мощные мотобуксировщики имеют ширину движителя не менее 500 мм.
Почему самодельные мотособаки должны быть мощнее заводских?
Учитывая основное предназначение мотобуксировщика, можно заключить, что для них большая грузоподъёмность лучше высокой скорости. Но и для того, и для другого требуется увеличение мощности двигателя.
Поэтому самодельные «с нуля» и особенно модернизированные заводские изделия обычно обеспечиваются более мощными силовыми установками. Ведь наличие избыточных киловатт позволяет лучше эксплуатировать машину на средних оборотах коленчатого вала, что снижает износ трущихся деталей, уменьшает расход топлива и способствует увеличению срока эксплуатации этой техники.
Немаловажно и то, что излишек мощности повышает безопасность движения по труднопроходимым местам за счёт динамичного преодоления подъёмов, полыней, а также позволяет, поддав «газу», уйти от надвигающегося ненастья (бурана, метели или грозы).
Какому мотобуксировщику отдать предпочтение?
Мотобуксировщик «Ураган» отличается своеобразной модульно-блочной конструкцией, чтобы можно было без особого труда при необходимости произвести его перекомпоновку или разборку. На эту машину можно выбрать моторы китайского (6,6–11 кВт) или японского производства Honda (6,6–9,6 кВт).
Самым большим в семействе «Барбосов» является Barboss Max. Его длина составляет 175 см. На нём стоит двигатель, который развивает мощность 11 кВт. Он в состоянии волочь за собой груз 300 кг со средней скоростью 25 км/час.
Бензиновый двигатель изделия «Волкодав» расположен по центру и в состоянии достигать 7 кВт. Величина максимальной скорости этой модели – 30 км/час. Она может перевозить на себе грузы весом 150 кг и при этом без труда тянуть за собой в санях ещё до 600 кг.
Есть также более мощная модификация этого изделия – «Волкодав 300» с двигателем 13,2 кВт, которому без труда удаётся разгонять мотособаку до 40 км/час при полной загрузке.
На «Чинуке» установлены траки, ширина которых равна 500 мм. Он укомплектован двигателем китайской компании «Лифан» или японской «Хонда» (от 6,6 до 11 кВт) и вариатором. При весе 114 кг это транспортное средство оказывает малое давление на снег, благодаря чему машина легко передвигается даже по сугробам, не проваливаясь в него.
Мотобуксировщик «Чинук» может достигать скорости до 40 км/час и волочить за собой груз массой более 400 кг в санях и до 60 кг на своей площадке.
Транспорт семейства «Койра» оснащён двумя гусеницами шириной по 210 мм, разнесёнными на расстояние 350 мм при клиренсе 190 мм. Эта модель в состоянии развивать скорость 40 км/час, тяговое усилие – до 350 кг. Всесезонная разновидность «Койра» оснащается двигателем 4,8; 6,6 и 9,6 кВт.
Все модели бренда «Барс» имеют заднюю компоновку силовой установки, разрезанную гусеницу, ширина которой составляет 550 мм и вес от 90 до 106 кг. «Барс» может перевозить на себе 40 кг и в пять раз больше на прицепе. Его размеры составляют 2,68?0,60?0,72 м. Среднее потребление горючего достигает 2500 см3/час (если выбрать двигатель марки Honda).
Самый мощный среди этого семейства Bars Mast 500, габариты которого составляют 400х60х80 см, оснащается двигателями от 10,3 до 17,7 кВт. Весит мотобуксировщик почти 160 кг и при этом может перевезти груз в 410 кг.
На всех моделях Paxus монтируется гусеница по ширине, равная 500 мм, и практикуется заднее компоновочное расположение мотора, развивающего мощность от 6,6 до 9,6 кВт. На них устанавливается как моторы китайского производства, так и японские (на заказ). Трансмиссионное оснащение реализовано в виде вариатора. Он в состоянии перевозить груз весом 90 кг и тянуть на санках ещё 200 кг.
Но можно выбрать модели с передним расположением двигателя, грузоподъёмность которых при этом больше. Также имеются модели Paxus 600 Taiga, на которых стоит японский двигатель Honda, мощность которого составляет 17,7 кВт. Его длина достигает 1950 мм, какой соответствует вес перевозимого груза более 640 кг.