Воздушный фильтр
Необходимость в установке глушителя шума впуска — полости о соответственно подобранным объемом, появилась в связи с применением на мотоциклах усовершенствованных эффективных глушителей шума выпуска, так как при этом стал особенно заметен неприятный шум впуска. В простейшем сетчатом контактном масляном воздушном фильтре (рис. 77, а) запыленный воздух, проходя через промасленные сетки, оставляет на них частицы пыли. Но такая очистка недостаточна. Сетчатую набивку необходимо часто промывать бензином, так как она быстро загрязняется, просушивать и вновь пропитывать маслом. Загрязненные сетки, оказывая усиленное сопротивление воздуху, не очищают его. При этом происходит обогащение горючей смеси, уменьшается мощность двигателя.
Рис. 77. Масляные воздушные фильтры
Уход за таким воздухоочистителем довольно обременителен и вследствие этого водители нередко пренебрегают уходом.
Более эффективно воздух очищается в воздушных фильтрах с двойной инерционной и контактной очисткой. Конструкция их бывает различной, но процесс очистки одинаковый. Такие воздушные фильтры установлены на многих мотоциклах. В воздушном фильтре мотоциклов М-61 и М-72 (рис. 77, б) неочищенный воздух, поступивший под крышку 1 корпуса 4, огибая направляющий козырек 2, резко меняет направление и ударяется о поверхность масла в масляной ванне 3. Частицы пыли, отделившиеся от воздуха, задерживаются маслом, а воздух вторично очищается в промасленных сетках 6, попутно увлажняя их маслом, захваченным в масляной ванне. Однако в этом воздушном фильтре воздухом увлекается из ванны масло, которое затем попадает в двигатель, в результате чего количество масла уменьшается и эффективность очистки снижается. Кроме того, за воздушным фильтром требуется значительный уход.
Более эффективны воздушные фильтры автомобильного типа (рис. 77, в). Капли масла, увлеченные воздухом, направленным козырьком, промывают сетки 6 и стекают обратно в ванну 3. В том случае, если масла в ванну залито сверх нормы, то оно частично поступит в двигатель и в ванне установится требуемый уровень масла. Эти воздушные фильтры улавливают до 85— 90% пыли.
У сухого воздушного фильтра инерционнрго типа (рис. 78, а) мотоцикла ИЖ-56 потоку неочищенного воздуха, поступающего под колпак 2, направляющие лопатки 3 придают круговое движение по спирали. При этом частицы пыли отбрасываются к стенкам корпуса 4 и опускаются вниз в пылесборник 11, а очищенный воздух, изменив направление, поднимается вверх и через патрубок 1 поступает в карбюратор. Однако 50—70% пыли все же проходят в двигатель,. Уход за воздушным фильтром заключается в периодическом вытряхивании пыли из легкосъемного, укрепленного на защелках 10 стакана пылесборника.
В показанном на рис. 78, б воздушном фильтре воздух очищается при проходе через похожий на меха мешок из плотной шерстяной ткани, надетой на спиральную пружину большого диаметра. Сопротивление воздуха при проходе через шерстяную ткань незначительно. Во время работы двигателя меха вибрируют и очищаются. В случае сильной запыленности мехов их надо вынуть из-под легкосъемного колпака и вытряхнуть.
В последнее время получают распространение сухие бумажные воздушные фильтры (рис. 78, в). Эффективность очистки воздуха в них составляет примерно 99%, а сопротивление воздуха незначительно. В металлическом или пластмассовом корпусе 4, служащем глушителем шума впуска, помещен фильтр. Он представляет собой решетчатый металлический цилиндр с крышками, внутри которого на гофрированном каркасе размещена специальная бумажная лента длиной 2 см и шириной 80 мм или фильтрующий элемент. Проходя через поры бумаги, воздух очищается. Тряска и вибрация при движении мотоцикла способствуют очистке поверхности бумаги от оседающей пыли.
Важным условием, хорошей очистки воздуха, поступающего в двигатель, является размещение воздушного фильтра в наименее подверженной воздействию пыли части мотоцикла. Таким местом считается пространство под седлом водителя и другие более высоко расположенные места.
От попадания снега, воды и грязи карбюратор предохраняют декоративно- защитные щитки. Они закрывают все пространство, в котором расположен карбюратор, но затрудняют к нему доступ.