Важные детали системы смазки
Давление масла в системе смазки четырёхтактного двигателя должно быть достаточно большим (2 — 7 кг.) Состояние вкладышей коленвала и важное значение масляного насоса всем известно, но в системе смазки существуют и другие элементы, которым обычно редко уделяют должное внимание, а зря. Поговорим о трёх клапанах: обратном, перепускном и редукционном, которые имеются во всех более менее серъёзных двигателях и неисправности в этих клапанах резко снижают ресурс двигателя.
У большинства двигателей цилиндры расположены вертикально или почти вертикально ( с небольшим наклоном). При такой компановке маслонасосу приходится поднимать масло из поддона к вкладышам коленвала, а затем, ещё выше в головку цилиндров, чтобы смазать подшипники распредвала, кулачки, коромысла и другие находящиеся в ней подвижные детали. После остановки мотора масло по каналам стремится стечь вниз в поддон и ,если это произойдёт (особенно при длительной стоянке), то при следующем пуске мотора все трущиеся детали будут некоторое время работать в состоянии полусухого трения, пока насос не заполнит маслом всю систему.
Чтобы не допустить этот ресурсоуничтожающий режим работы мотора путь стекающему вниз маслу преграждает обратный клапан. Он может располагаться в масляном фильтре, а может быть, в блоке цилиндров, но бывают, правда редко, варианты установки клапана в трубке, подводящей масло наверх к головке цилиндров. О неисправности этого клапана можно догадаться по нежелающей долго гаснуть после запуска двигателя лампочке давления масла. Из — за отказа этого клапана двигатель после каждого запуска будет терять значительную часть своего ресурса.
Обычно, при своевременной замене масла, клапан расположенный в блоке мотора служит долго , а клапан установленный в масляном фильтре, часто с самого начала, не желает работать как положено, особенно, если фильтр от неизвестного производителя. Поэтому, при покупке нового фильтра, необходимо всегда проверять его. В центре фильтра есть одно большое отверстие и много маленьких, расположенных по кругу, и через эти маленькие отверстия видно резиновое кольцо клапана.
Для проверки работы клапана необходимо дунуть в центральное отверстие. При исправном клапане воздух не должен проходить, но, при втягивании в себя воздух должен свободно и без сопротивления проходить из фильтра. Если дуется легко в обе стороны, то советую такой фильтр вернуть продавцу. Но перед тем ,как идти в магазин и зря » мучить » продавца, изучите мануал по своему двигателю и узнайте, где должен находиться обратный клапан на вашем моторе: в фильтре или в блоке.
Перепускной клапан. Проверить его исправность в большинстве случаев невозможно, но бывают исключения на некоторых моторах ,когда он находится в болте, крепящем корпус фильтра. Может располагаться либо в масляном фильтре сменного типа, либо где — то рядом с катрижным фильтрующим элементом. Его задача — защитить фильтрующий элемент от разрушения. Оно может произойти когда масляный насос пытается прокачать через забитый частицами мусора фильтрующий элемент холодное и густое масло. В этот момент гофрированная бумага фильтра может не выдержать давления и лопнув, пропустит в каналы дозу грязи, накопившуюся за многие километры пробега.
А открывшийся перепускной клапан не допустит разрыва бумаги, хотя грязь частично пройдёт и через него, но намного меньше. Далее, по мере снижения давления из — за разжижения масла при прогреве, клапан закроется (в отличае от разрыва в бумаге). Но и при наличае этого клапана старайтесь своевременно менять масло и фильтр, и использовать масло рекомендуемой вязкости, особенно в холодное время года. При запуске двигателя прогревайте его на малых оборотах и только затем жмите на газ.
Редукционный клапан ограничивает максимальное давление в системе смазки и считается одним из самых ответственных узлов. Количество масла, которое подаёт маслонасос в систему, прямо пропорционально оборотам коленчатого вала, при этом поток масла, протекающего через пары трения меняется незначительно. В большинстве случаев, для нормальной работы мотора, достаточно давления масла 3 — 4 кг на см2. Дальнейшее увеличение давления не влияет на износ трущихся деталей, зато при увеличении давления увеличиваются затраты мощности на вращение шестерен насоса (при давлении 7 кг., теряется до 10 — 15 % мощности) и значительно увеличивается нагрузка на привод насоса и детали системы, вплоть до поломок и разрыва прокладки или корпуса фильтра.
Для того, чтобы давление было достаточным с самых малых оборотов коленвала и не выходило из разумных пределов на максимальных оборотах, нужен исправный редукционный клапан. Он представляет собой подпружиненный стальной шарик, установленный в корпусе маслонасоса или сразу за ним в сливном канале. При исправном клапане избыточное давление отжимает шарик от седла и избыток масла сливается в поддон. Обычно клапан устанавливается до фильтра и поэтому работает в неблагоприятных условиях, так как частицы износа двигателя, присутствующие в неочищенном масле, просачиваются в щель между шариком и седлом и изнашивают их.
Постепенно образуется выработка и пара теряет герметичность. Эту неприятность можно наблюдать по поведению контрольной лампы : она загорается при работе прогретого двигателя на холостом ходу и гаснет, стоит увеличить обороты коленвала. При разборке, если на шарике видны выработка или раковины, то его нужно заменить на новый шарик такого же диаметра, только при сборке его необходимо слегка пристукнуть к седлу с помощью прутка из мягкого металла.
В некоторых двигателях вместо шарика может быть клапан в форме стаканчика и если он изношен, то его можно заменить шариком от подшипника, опять же, при сборке пристукнув к седлу. После сборки желательно проверить давление масла обычным механическим манометром, так как электрические манометры в большинстве случаев особой точностью не отличаются. Подсоединить шланг механического манометра нужно к штуцеру, вкрученному вместо штатного электрического датчика.
И напоследок, ещё раз напомню элементарные вещи, которые помогут избежать многих проблем : своевременно меняйте масло и фильтр, а лучше на 1000 км раньше, чем советует производитель и используйте только качественные расходные материалы, рекомендованные для данного вида двигателя. При ремонте наносите качественный герметик только в нужных местах и тонким слоем, переусердствуете и излишки потом сможете обнаружить где не будь в закупоренном масляном канале или в маслоприёмнике.
Прочитав эту статью, вы узнали о маленьких, но очень важных деталях системы смазки (масляной системы двигателя) и это надеюсь поможет вам смелее и грамотнее обслуживать свой двигатель и устранять возникшие неисправности системы смазки своими силами, ведь она очень важна; удачи всем!
Автор: Олег Суворов
Источник: suvorov-castom.ru