Изготовление нового реле-регулятора для японского мотоцикла
Миф о неубиваемости японской техники, а точнее японской электроники, сильно преувеличен, и часто реле-регуляторы японских мотоциклов выходят из строя. Стоит такой приборчик примерно 150$, цена для многих довольно неприятная, да и найти в продаже новый реле-регулятор не так то просто, особенно в некрупных городах. Искать на разборке бэушный прибор пустая затея, так как если и найдёте рабочий вариант, то он в любой, самый неподходящий момент может крякнуть. Поэтому предлагаю изготовить новый реле-регулятор своими силами, ведь японские радиодетали ничем не отличаются от наших, ну разве что маркировкой.
И если вы умеете паять, то ничего сложного в изготовлении реле регулятора для вас не будет, а людям не особо уверенным в своих силах, советую просто перерисовать приведённую ниже электро-схему, и предложить её спаять какому ни будь радиомастеру, естественно закупив ему необходимые радиодетали, которые я перечислю ниже, ну и оплатив его работу. По любому выйдет намного дешевле, чем цена нового реле-регулятора, который нужно будет ещё найти.
В статье по ремонту реле-регулятора японского мотоцикла (на примере Кавасаки), которую можно почитать вот здесь, я описал ремонт прибора с помощью замены вышедших из строя тиристоров. В этой же статье, мы изготовим реле-регулятор полностью, и причём из распространённых в продаже радиодеталей.
Электро-схема реле-регулятора.
Принцип действия японского реле-регулятора примерно такой же как и у приборов других производителей, и довольно прост. Диодный мост, находящийся в приборе (на многих реле-регуляторах, особенно автомобильных и мотоциклетных отечественных, диодный мост в реле-регуляторе отсутствует, так как он имеет размеры больше, чем само реле и находится отдельно, под крышкой генератора), выпрямляет трёхфазный переменный ток от генератора в постоянный ток. И когда при подаче газа, обороты двигателя начинают увеличиваться, напряжение на выводах генератора тоже увеличивается, и доходит до того, что стабилитроны пробиваются и открывают тиристоры. Открывшиеся тиристоры в свою очередь закорачивают (замыкают) обмотки генератора на массу, то есть избыток тока уходит на массу.
Теперь о радиодеталях. Трёхфазный мост можно подобрать от отечественных генераторов (подкова), но размеры у них на мой взгляд слишком преувеличены, поэтому лучше спаять выпрямитель самому, используя диоды от мощных блоков питания бытовой техники, например КВРС 2510. Их 25 ампер вполне достаточны, для силы тока, исходящей из большинства японских генераторов. А вот конкретно марку стабилитронов советовать точно не берусь, так как для различных мото-генераторов могут подойти детали разных номиналов. Поэтому с стабилитронами придётся поиграться, подбирая их значение (номинал) конкретно для вашего генератора. К тому же стабилитроны стоят не дорого, поэтому советую закупить несколько комплектов из трёх одинаковых деталей, но каждая тройка должна быть для разных напряжений, в пределах от 13 до 15 вольт.
В итоге, подбором номинала тройки стабилитронов, нужно добиться, чтобы во всём диапазоне оборотов вашего двигателя, выпрямленное напряжение заряда, приходящее на аккумулятор вашего мотоцикла, не превышало 14,5 вольт. При замере вольтметром на полюсных штырях вашей батареи, на холостом ходу должно быть примерно 12,5 вольт, а при 12000 оборотов коленвала должно быть 14,3 вольт.
В итоге получается использование 6 диодов, 2 из 4 в мосту выделенном красным квадратом и все 4 в правом мосту, который не выделен красным квадратом.
Дополнительные диоды VD3(IN4007), и сопротивления R2(200 Oм) нужны для поддержания нормальной работы стабилитронов, а сопротивления R1(30 Ом) и R2(200 Ом) помогают тиристорам VD2( ВТА 26 600). Все силовые детали, подверженные нагреву (диоды, тиристоры) не забудьте закрепить на алюминиевой пластине-радиаторе (тиристоры через слюдяную прокладку), которая будет отбирать от деталей тепло, охлаждая их. Кусок листового алюминия я надеюсь вы найдёте в гаражном хламе, и выпилить нужный кусочек не составит труда. Все выше перечисленные детали не сложно найти в радиомагазине, или на радиорынке. А общая сумма денег всех радиодеталей, с учётом запасных стабилитронов (для подборки напряжения) не переваливает за 20$. В сравнении с ценой на новый реле-регулятор, который как я уже говорил, не так просто найти, общая цена деталей очень приятная.
Описанный в этой статье самодельный реле-регулятор, проработал на мотоцикле Honda CBR600 вот уже несколько лет без нареканий. Так что закупайте необходимые радио-детали, берите в руки паяльник и за дело. Удачи всем!
Автор: Олег Суворов
Источник: suvorov-castom.ru