Автозвук 1 или музыка на автомобиле и мотоцикле

Качественная музыка на автомобиле и мотоцикле.


Любой автомобиль или мотоцикл класса » круизёр», оснащённый стандартной заводской магнитолой, как всегда, при покупке радует владельца, вроде бы, неплохим звучанием музыки при движении, а у некоторых мотоциклов есть, даже, фишка — автоматически повышать громкость при увеличении скорости. Но, со временем немного поездив и привыкнув к автозвуку своего любимца, громкости и качества звучания музыки становится не хватать, так же, как и скорости или мощности.


Но сразу хочу предупредить желающих улучшить качество звучания музыки на автомобиле или мотоцикле, что удовольствие это не из дешёвых, особенно, если собирать систему из качественных фирменных компонентов.

Автозвук 1  или музыка на автомобиле и мотоцикле


И начинать переделку штатной музыки в высококлассную систему нужно издалека, а именно : первое, с чего начинаются музыкальные преобразования, так это, как не пародоксально звучит — со сварочных работ.



На мотоцикле расширяется рама, в районе аккумулятора, изготавливается новая площадка под автомобильный аккумулятор ампер на 60, ну и переваривается основа седла — делается более выпуклой наружу, если аккумулятор не вписывается в габариты.


На автомобиле изготавливается новая площадка для дополнительного аккумулятора в багажнике или увеличивается штатная площадка, под более ёмкий АКБ, если позволяет пространство в моторном отсеке. Все эти изменения повысят энергию, забираемую усилителем и не позволят басам проседать на низах, к этому стоит добавить подключение к системе буферного конденсатора на 1 фарад, согласно приведённой схеме на фото. Черные квадратики перед каждым динамиком — это фильтры, которые урезают лишние частоты, которые не нужны для данного динамика. Они продаются с инструкцией для какого динамика, как их подключать, поэтому не буду описывать это.

Но это — только малая часть переделок, для улучшения музыки на автомобиле или мотоцикле. Следует заменить на мотоцикле генератор на более мощный (подробнее здесь), а на автомобиле добавить дополнительный, смонтировав его на новом креплении и подсоединив оба генератора общим, более длинным ремнём. Если не хватает места под капотом, то вместо двух генераторов устанавливаем один, но более мощный.


Это примерный, начальный этап работ, который позволит вам при послушивании качественной и громкой музыки, не иметь проблем при заводке двигателя, от посаженного аккамулятора. Теперь поговорим о компонентах, из которых состоит правильная и мощная музыкальная аудиосистема.


Носители звука. Носителями музыкальных треков могут быть: магнитола или CD проигрыватель, CD чейнджер, флеш мп 3 , 4 плеер, планшет и всё что угодно, вплоть до маленького ноутбука. Флеш-плеер имеет множество приемуществ, особенно на мотоцикле : минимальный размер, защиту от тряски, встроенный тюнер (приёмник), большую ёмкость памяти, вплоть до 100 гигабайт и, примерно, 600 часов непрерывного звучания. Только персональный аккумулятор плеера необходимо периодически подзаряжать, но сейчас в продаже появляется множество адаптеров, способных понизить бортовое напряжение до 1,5 — 3 вольт.


Про автомагнитолы писать не буду.В принципе магнитола это тоже головное устройство, только более старое название.


CD чейнджер работает от бортовой сети автомобиля или мотоцикла и качественно читает компакт диски с музыкальными файлами, но у него есть большой недостаток — это его размер, и чем больше дисков в приёмном «магазине» чейнджера, тем больше его размеры. Его установка возможна на автомобиле, а на мотоцикле для установки CD чейндера, придётся изготовить или заказать просторные кофры. Наиболее качественным чейнджером, по чистоте звука и по устойчивости к вибрациям, я считаю Alpine CHA-634, он хоть и дороговат для некоторых, но стоит своих денег.


Головное устройство (раньше называли магнитолой). В современной серийной машине или мотоцикле (туреры ХондаГолдвинг, ВМВ К1200LT) в стандартной комплектации музыкальной системы, установлено головное устройство, в котором обрабатывается сигнал, поступающий с носителя. Далее, он пропускается через эквалайзер, внутренний усилитель (где усиливается), через регулятор громкости и поступает в динамики. Так работает простейшая маломощная музыкальная система серийных автомобилей и мотоциклов туреров.


Главный недостаток её в том, что усилитель находится в самом головном устройстве, имеет недостаточную мощность и от этого на большой громкости в динамиках возникают значительные искажения звука, и слушать такую музыку отпадает желание. При тюнинге музыки головному устройству оставляют только функцию обработки сигнала с носителя, а между ней и динамиками подключают отдельный мощный усилитель, а то и два, который способен качественно обработать и усиливать весь спектр частот сигнала, без потерь, искажений громкости и чистоты звучания.



Усилитель . В продаже сейчас имеется огромный выбор усилителей и, соотвестственно, чем выше цена, тем лучше качество и функциональные возможности. Еще, перед покупкой усилителя нужно определиться с динамиками, сколько их будет, подсчитать их мощность на каждый канал усилителя и взять усилитель немного больше (с запасом по мощности), чтобы не было перегрузок.


К тому же, сразу решите, будет ли у вас стоять мощный сабвуфер или нет, так как сабику в идеале требуется отдельный дополнительный одноканальный усилитель. Но, если у вас будет установлено не четыре среднечастотных динамика, а всего два, на 2 канала четырёхканального усилителя, то сабик можно подключить по мостовой схеме на два оставшихся канала.


При компоновке музыки на автомобиле или мотоцикле и подключении усилителя к заводской схеме, головное устройство должно передавать музыкальный сигнал на установленный вами отдельный усилитель через линейные выходы RCA, минуя штатный маломощный заводской усилитель, установленный в головном устройстве внутри. Это важно, так как ,если подключить маломощный штатный и дополнительный усилитель последовательно, то сигнал будет искажён, и качественного звучания вы не добьётесь.


На некоторых заводских головных устройствах нет разъёмов RCA и неразбирающимся в электронике людям советую попросить электронщиков распаять головное устройство под разъёмы тюльпаны — выходы для отдельного усилителя, но эти разъёмы должны «обойти» штатный слабенький усилитель. Этот же совет используйте для подключения усилителя к обычной магнитоле, если у неё нет RCA выходов.


А вообще, советую, особенно при установке музыкальной системы на мотоцикле (Голда или БМВ — LT), убрать штатное головное устройство и просто, напрямую подключить к мощному усилителю качественный мп 3 плеер. И звук будет неплохой, и лишнего веса не будет (от «головы» или чейнджера). И ещё один совет, если усилитель будет устанавливаться в закрытом пространстве с малым объёмом (например ,в маленьком кофре мотоцикла), то советую покупать усилитель со встроенным вентилятором принудительного охлаждения; например ,качественные усилители имеющие вентилятор таких фирм : Audio Sistem, Soundstream, Audison, Rockford Fosgate.


При прослушивании музыки на большой громкости в пиковых режимах усилителю может не хватать энергии генератора и аккумулятора, часто это проявляется на холостых оборотах двигателя и звук проседает (особенно, при воспроизведении ударных музыкальных инструментов). Необходимо сгладить скачки напряжения, одновременно облегчив работу аккумулятора.


Для этого, между усилителем и аккумулятором подключают буферную ёмкость, а именно, мощный электролитический конденсатор (желательно, со встроенным цифровым вольтметром), ёмкостью 1 фарад. Но бывает, что и его становится не хватать, тогда, просто, необходимо установить дополнительный аккумулятор и генератор, или, как я уже говорил, заменить штатный на более мощный.


Это особенно актуально для мотоциклов, например, у старой модели Хонды Голдвинг (1500), штатный генератор и аккумулятор, едва тянут заводскую маломощную музыкальную аудиосистему.


Эквалайзер. Эквалайзер поможет скорректировать многие недостатки среды салона автомобиля, в котором прослушивается музыка. А звуковой процессор справляется с этим ещё лучше. И эти приборы используют люди, которые хотят максимально улучшить качество звучания автозвука. Это довольно обширная тема для отдельной статьи.


Акустика. При построении правильной мощной музыки на мотоцикле или автомобиле, на качестве колонок, тем более, нельзя экономить. Для качественного прослушивания музыки во всём спектре частот, музыкальный сигнал нужно поделить по частотам на три основных диапазона частот : высокий, средний и низкий.


Это важно, так как ухо человека слышит звуки частотой от 20 герц до 20 килогерц. И далеко не каждая звуковая система обладает столь объёмной амплитудно-частотной характеристикой, способной перекрыть весь диапазон звуков, которые слышит человек. Поэтому, в качественных аудиосистемах используют по — нескольку колонок, каждая из которых расчитана на свой определённый спектр частот.


Нижнюю границу порога слышимости до частотного уровня 80 — 90 герц воспроизводят низкочастотные динамики — сабвуферы. В заводских штатных аудиосистемах мотоциклов, да и почти всех серийных автомобилей их практически не применяют, из за их огромного размера, большого веса, и большого потребления энергии. Однако без сабиков, как многие понимают в последствии, музыка не музыка.


Если кто то прослушав штатную заводскую аудиосистему с обычными широкополосными ( или коаксиальными) динамиками потом слушает музыкальную систему со всеми компонентами (сабиками, мидбасами и пищалками), то поняв разницу в качестве звука, жертвуют местом в багажнике автомобиля, кофрами мотоцикла, лишь бы слушать музыку с глубокими басами.


Музыкальные звуки в частотном диапазоне от 70 герц и до 8 килогерц воспроизводят среднечастотные динамики — мидбасы. Мидбасы воспроизводят основную часть спектра частот, слышимых человеком. Они не такие большие и тяжёлые, как сабики, и меньше потребляют электроэнергии.


И именно эти динамики устанавливают на заводе, в штатные места на автомобилях и мотоциклах. При покупке автомобиля или мотоцикла турера, хозяин слушает музыку и думает : вроде играют и вроде бы не плохо. Но такое мнение только до того момента, пока он не услышит звучание аудиосистемы Hi-Fi. После этого штатная музыка уже не слушается из за ощущения обделённости, и человек начинает раскошеливаться на сабы и твитеры.




Самые верхние частоты от 1,5 до 22 килогерца звукового диапазона, воспринимаемого человеком, воспроизводят твитеры (пищалки). Это самые маленькие и лёгкие динамики особой конструкции, которые воспроизводят высокие звуки.


Акустическая музыкальная аппаратура, которая воспроизводит основную часть амплитудно-частотной характеристики( АЧХ), может быть коаксиальной или компонентной. В коаксиальном динамике пищалку устанавливают по центру динамика мидбаса, а в компонентной системе пищалка вынесена отдельно.


Вроде бы коаксиальное расположение удобнее и компактнее, что например на мотоцикле важно. Но при прослушивании музыки вы поймёте, что звуки смешиваются, пищалка сбивает и частично разрушает звуковые волны, исходящие из динамика мидбаса. И приходит понимание, что компонентная акустическая система лучше, так как каждый динамик воспроизводит звуки только своего частотного диапазона, и при этом не мешает другому.


Кстати в заводских штатных аудиосистемах на серийных автомобилях или мотоциклах( даже на Голде), устанавливают на заводе не качественные дешёвые динамики, и их желательно заменить на высококлассные динамики от Infinity, Boston Acoustics, Hertz, Focal. Но в штатных посадочных местах серийного автомобиля или мотоцикла, как правило не совершенная акустическая обстановка.


Для того, что бы колонка качественно и без напряга воспроизводила музыкальные звуки, за тыльной стороной динамика должено быть закрытое пространство( объём) определённой величины. Для низкочастотного сабвуферного динамика диаметром 250 мм, требуется объём в 25 литров, 150милиметровому среднечастотнику (мидбасу) требуется 6 — 8 литров, и только пищалкам не требуется объём. Именно размеры и жёсткость звукового ящика, на котором закреплены динамики, определяют качество музыкального звука.


Посмотреть или выбрать автоакустику, автомобильный усилитель и кое что ещё, можно перейдя по ссылкам чуть ниже.



Угодить всем ньюансам акустического оформления и воспроизведения не так то просто, в основном из за недостаточного места для музыкального объёма, особенно на мотоцикле. Для компенсации недостатков объёма, применяют различные наполнители, например синтепоновую вату.


Но я полагаю, что наполнитель должен быть по любому, даже в системе с полноценным объёмом, и лучшим наполнителем считаю натуральную листовую пробку.


Вообще не рекомендую душить динамики малым объёмом, у меня вообще на мотоцикле для мидбасов определено место в боковых кофрах, я их изготовил из натурального шпона (как известно лучшая акустика не у пластика, а у дерева) и обтянутых стеклотканью для прочности. Так вот, объём для мидбасов у меня почти в два раза больше необходимого. Зато когда не слушаешь музыку, то в кофрах можно перевозить много чего, места хватает.



Обычно для увеличения объёма для мидбасов, например в штатных дверях автомобиля, сооружаются различные подиумы из дерева, стеклоткани, пены, фанеры, и это тема отдельной статьи. И все эти работы являются только одной целью : хоть на лишние пол литра, литр, увеличить размеры звукового ящика.


Я например для сабвуфера и усилителя в центральном кофре сделал подиум из кольца, вырезанного из 30 мм металлической плиты. После токарной обработки, из 14 килограммовой плитки, было вырезано кольцо определённого, очень жёсткого профиля диаметром 300 мм, и весом всего 1,5 килограмма.


А к этому кольцу был изготовлен и прикручен подиум из металлического прутка, рамка для усилителя, и всё это жёстко закрепил непосредственно к металлическому багажнику. А стеклопластиковый кофр я изготовил отдельно, подиум проходит сквозь него к багажнику, и кофр весит как оболочка, и не какой нагрузки не испытывает, от веса сабика и усилителя(см. фото). Осталось только обклеить изнутри стенки кофра, листовой натуральной пробкой.



Провода. Многие полагают, что от проводов ничего не зависит, естественно они ошибаются. На сечении меди экономить нельзя. Минимальная толщина сечения провода, для 50 ватного динамика — 1,5 мм? для каждого провода и плюсового и минусового. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы клеммы болтались на разъёмах, тогда качественного звука не услышите. Всегда старайтесь следовать правилу : меньше разъёмов — значит меньше помех и соответственно качественнее звук.



И ещё несколько советов, при компоновке музыкальной аудиосистемы, особенно мотоциклистам. Когда будете устанавливать тяжеловесные компоненты, например усилитель, конденсатор, сабвуфер или дополнительный аккумулятор, то не нарушайте продольную развесовку мотоцикла. То есть не ставьте в правый боковой кофр предмет, который намного тяжелее, чем в левом кофре. Управляемость байка от этого заметно ухудшится.


И последнее, о чём я хочу заранее предупредить : качественная и правильная музыка на мотоцикле или автомобиле — приятное увлечение не для бедных людей. Развитая высококлассная аудиосистема сжирает деньги владельца, и место в багажнике или в кофрах. Но знайте и имейте ввиду во что вы ввязываетесь : ХОРОШИЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ АВТОЗВУК — как наркотик, если вы его однажды познали и прослушали, к худшему звуку возврата нет, и деньги будут тратиться только на самое дорогое и лучшее, успехов всем!



Автор: Олег Суворов
Источник: suvorov-castom.ru

V G F T O
скорости музыки автозвуку мощности

Добавить отзыв/комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх