Лебедка для снегохода
Зимняя охота и другие активные виды отдыха куда менее приятны без специально оборудованных транспортных средств. Лебедка для снегохода – один из самых необходимых механизмов при движении по пересеченной местности. Вручную вытащить тяжелую машину, попавшую в яму или овраг, весьма проблематично. А вдали от населенных пунктов рассчитывать приходится только на самого себя.
Большинство снегоходов изготовлены по лыжно-гусеничной схеме и имеют высокую проходимость, однако от неприятностей на заснеженной целине не застрахован никто. Современные лебедки для снегоходов компактны и развивают достаточное усилие для высвобождения транспортного средства без посторонней помощи.
Назначение механизма и принцип работы
Лебедка получила широкое распространение на транспортных средствах повышенной проходимости — внедорожниках, квадроциклах, снегоходах, — а также на катерах. Это устройство предназначено для перемещения объекта по горизонтали на относительно небольшие расстояния. Иначе говоря, оно необходимо для самостоятельного вытаскивания застрявшего транспорта.
Для лыжно-гусеничного снегохода лебедка особенно необходима, ведь на таких снегоходах обычно ездят один или два человека. Вытащить трехсоткилограммовую машину в одиночку или вдвоем помощи практически невозможно. Использование лебедки позволит выполнить эту операцию в кратчайшие сроки, не теряя времени на поиски людей или машины, способной проехать к месту происшествия.
Лебедка перемещает потерявшее ход транспортное средство на относительно небольшое расстояние, наматывая трос на барабан. С ее помощью можно вывести на открытое пространство снегоход, попавший в канаву или глубокую яму. Конструкция механизма давно отработана и отличается высокой надежностью, а для его использования не нужно специальной подготовки.
Устройство лебедки для снегохода включает узлы и детали:
- привод;
- редуктор;
- барабан;
- корпус;
- тормозная система.
Существует несколько разновидностей механизмов, предназначенных для вытаскивания застрявшего на бездорожье транспорта.
Классификация лебедок и их особенности
Производители предлагают большое количество разнообразных аксессуаров для снегоходов и другого транспорта повышенной проходимости. Существует несколько типов классификации лебедок, в частности:
- По типу привода: электрические или ручные;
- По конструктивным особенностям: стационарные или переносные;
- По максимальному тяговому усилию.
Все типы механизмов самовытаскивания для снегоходов разрабатываются с учетом их габаритно-весовых характеристик. Основные требования к ним – это компактность, функциональность, удобство применения и высокая мощность привода.
Ручная лебедка — это механизм, преобразующий мускульную силу человека во вращательное движение барабана, на который наматывается трос. Свободный конец троса закрепляется на транспортном средстве. Вытягивающее устройство цепляется за дерево (или другой хорошо зафиксированный предмет с достаточным весом) и приводится в действие вращением ручки или перемещением рычага.
Переносные и стационарные механизмы
Электрическая лебедка комплектуется двигателем постоянного тока, работающим от аккумулятора. Двигатель вращает вал редуктора, который через набор шестеренок снижает частоту оборотов, увеличивая тяговое усилие на рабочем барабане. Такое устройство может быть установлено на снегоходе стационарно и подключаться к аккумулятору. Водитель при использовании стационарной лебедки может помогать ей, подрабатывая двигателем.
Переносной электрический механизм снабжается проводом достаточной длины для подачи напряжения на исполнительное устройство. Его сложно использовать одному. Водитель, находящийся рядом с лебедкой, не может управлять работой двигателя и корректировать положение лыж.
Современными моделями электрической лебедки для снегохода можно управлять при помощи выносного пульта. Длина кабеля может достигать пяти метров. При наличии дополнительного каната водитель будет иметь возможность одновременно управлять и снегоходом, и устройством для самовытаскивания. Важно обеспечить надежное крепление тросов во избежание соскакивания и повреждения питающего кабеля.
Лебедки электрические помещаются в прочный корпус из пластика, который защищает электрический привод и редуктор от попадания внутрь грязи и влаги. Устройство снабжается муфтой, позволяющей свободно разматывать трос. Тепловое реле производит отключение электродвигателя в случае превышения допустимых нагрузок. Статические и динамические тормоза надежно фиксируют положение транспортного средства при остановке, не позволяя ему сползать обратно.
Комплектующие к механизму
Для использования лебедки необходим трос с определенными техническими характеристиками. С учетом снаряженной массы транспортного средства для его перемещения достаточно иметь связующий элемент, изготовленный из полимерных материалов. При выделке комплектующих широко используются синтетические волокна из кевлара, полиамида или терилена, а также сталь.
Лебедка, снабженная тросом из перечисленных выше материалов, дает возможность без особых проблем вытащить транспортное средство из глубокой канавы или ямы. Кевлар или арамид по многим характеристикам превосходят сталь, в частности, по механической прочности, коэффициенту растяжения и гибкости. Трос обладает положительной плавучестью, однако соприкосновение с водой приводит к ухудшению его свойств.
Полиамид отличается небольшим удельным весом, стойкостью к нагреву и воздействию влаги. Трос из этого материала не подвержен коррозии и гниению, с него легко смывается грязь. Он уступает по коэффициенту растяжения кевлару, но и значительно дешевле. Использование полиамидных строп показывает их высокую стойкость к износу при трении.
Электрическая или ручная лебедка со стальным тросом отличается компактностью. В силу свойств данного материала он имеет малое сечение, что позволяет уменьшить линейные размеры устройства. Технология выделки предусматривает использование проволоки, которая навивается вокруг пенькового или джутового сердечника. Для защиты металла от коррозии он пропитывается специальными смазочными материалами.
Качественной лебедкой для снегохода возможно в одиночку вытащить машину без особых сложностей. Однако при вытаскивании следует учитывать особенности транспортного средства. Снегоходы плохо приспособлены к движению задним ходом и приложение усилий в этом направлении может оказаться бесполезным занятием. Если препятствие позволяет, то лучше раскачать машину и пытаться выехать вперед.