Замена ремня вариатора квадроцикла CFMOTO CF500-A
Ремень вариатора – это одна из самых важных деталей в квадроцикле. Если забарахлит что-то другое, ещё как-то до дома доехать можно будет, а вот если внезапно кончится ремень – квадроцикл мгновенно превратится в недвижимость, и без посторонней помощи (ну либо ремонта) уже никуда не поедет. Поэтому следует внимательно относиться к регламентному осмотру и замене ремня.
Согласно руководству по эксплуатации, необходимо производить осмотр приводного ремня каждые 6 месяцев или 500 км пробега, а менять – каждые 2000 км. Честно говоря, у меня вызывает сомнение последняя цифра, не вижу смысла менять его столь часто, ведь в сервисном руководстве дан другой ориентир – износ ремня. Чтобы определить износ, нужно замерить его ширину. Начальная толщина ремня – 36,7 мм. Предел износа – это 33,5 мм. Сейчас мы разберём корпус вариатора и проведём все необходимые процедуры.
Ремень для квадроцикла CFMOTO
Но сначала определимся, какой ремень требуется на замену.
По каталогу CFMOTO для CF500-A (а также CFMOTO X6) требуется ремень с номером 0180-055000-0002. Это, к счастью, не китайский ремень, а японский фирмы Mitsuboshi belting ltd., это очень качественный ремень, однако и цена его очень высока – на сегодняшний день более 11 тыс руб. Порадовала надпись на этикетке: «Made in China». «Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех!» ©
Поэтому довольно многие квадроциклисты предпочитают покупать ремень американской фирмы Ultimax с каталожным номером UA401, его стоимость сегодня около 4,5 тыс руб – что в 2,5 раза меньше родного. Это тоже очень хороший по качеству ремень, но почти все владельцы жалуются на скрип ремня, особенно при старте. Если скрип вас не смущает (а лично я особого криминала не вижу) – берите смело.
И, наконец, есть ещё популярные ремни G-Force фирмы Gates, для CF500-A подойдёт ремень с номером 44G3569, цена этого ремня примерно равна предыдущему. Правда, я видел статистику ремней, где изделия Gates проявляли себя не особо надёжно, то есть, рвались быстрее, чем аналоги других фирм. У кого-то хватало ремня всего на тысячу километров. Ну, не знаю, вообще это очень известная марка, не левак. Возможно, G-Force просто не выдерживает нагрузок китайского квадрика.
Однако самый надёжный (судя по статистике), долгоживущий и не обладающий какими-то отрицательными свойствами – это оригинальный ремень Mitsuboshi. Да, цена крайне высока, но лично я для замены купил именно его. Как раз потому, что он самый прочный. А я, как уже не раз говорил, почти всегда катаюсь один, поэтому для меня потенциальные проблемы с ремнём близки к катастрофе.
Хочу здесь ещё предостеречь от покупки ремня на каком-нибудь Aliexpress. Там могут продавать ремень типа как «Mitsuboshi», и причём недорого. Однако никакого отношения к настоящему Mitsuboshi он иметь не будет. Китайцы за 5 секунд нанесут любую маркировку на обычный китайский ноунейм. Поэтому уж лучше заплатить подороже, зато вы не останетесь посреди леса с порванным «оцень халосым» ремнём.
Осмотр приводного ремня
Эту операцию следует проводить периодически – и тут я вполне согласен с рекомендацией производителя, то есть, каждые 500 км.
Для осмотра ремня потребуется минимум инструментов – торцевой ключ с головками на 8 и 10, отвёртка и штангенциркуль.
Нужно лишь снять крышку вариатора, и ремень готов к осмотру. Как снять крышку вариатора, я уже подробно описал в статье «Чистка вариатора квадроцикла».
С помощью штангенциркуля следует замерить ширину ремня (в самой широкой части). Если она составляет 33,5 мм или меньше, ремень необходимо менять. И дело тут не в том, что узкий ремень не позволяет развивать максимальную скорость. Это как раз можно было бы пережить. А дело в том, что чем тоньше ремень, тем он слабее на разрыв. Изношенный тонкий ремень может запросто разлететься от нагрузки!
Моему ремню ещё далеко до замены, его ширина 34,8 мм. Пока покатаюсь на старом.
И разумеется, помимо измерения толщины, нужно осмотреть всю поверхность ремня – нет ли на ней трещин, выщербин, отслоившегося корда и пр. Ремень с механическими повреждениями также подлежит замене, вне зависимости от износа. Также нужно убедиться, что на ремне нет следов смазки. Осмотр ремня можно произвести и без снятия.
Замена ремня вариатора
Сразу скажу – да, я знаю, что есть способы снять ремень без разборки вариатора. Для этого нужно вбить молотком клин между щеками ведомого шкива, а затем, раздвинув щёки, провернуть шкивы с ремнём и вытащить его наружу. Эти способы можно посмотреть в Youtube. Но я таким способом менять ремень не буду.
Потому что правильная методика замены ремня – с помощью снятия шкивов вариатора. Этот способ описан в сервисном руководстве. Что интересно, ролики в Youtube с данной методикой замены ремня обязательно сопровождаются комментариями типа «Во лох-то, весь варик разобрал», «Поржал… Ничего снимать не нужно», «Вот идиот, я меняю ремень без разборки». Пожалуйста, авторы подобных комментариев могут делать это так, как умеют, а я буду делать, как считаю правильным.
Поскольку я всё делаю в домашних условиях, да ещё и обладаю гайковёртом, то не вижу ни малейшего смысла лупить молотком, когда можно всё сделать просто, быстро и безопасно. Будем снимать шкивы!
Обе гайки (ведущего и ведомого шкивов) имеют один и тот же размер – 32, поэтому потребуется обзавестись головкой такого размера.
Если у вас нет гайковёрта, но вы непременно хотите снять оба шкива, то потребуется либо специальные Y-образные ключи, которые устанавливаются в технологические отверстия шкивов, либо два ключа из ассортимента автомагазина.
Итак, как я уже говорил, в отсутствие гайковёрта гайку ведущего шкива можно открутить, зафиксировав шкив ключом типа такого – 17?19. Ещё раз повторяю, ключ надо упирать в самый угол выступа, и категорически рекомендую упирать его не напрямую, а через проставку – маленький металлический уголок (см. внимательно фото). Прежде чем откручивать гайку, отмочите резьбу «вэдэшкой».
А для фиксирования ведомого шкива пригодится вот такой раздвижной ключ для амортизаторов, который продаётся в автомагазинах. Только он немного коротковат, нужно будет удлинить отрезком трубы, например.
Причём я видел два типа ведомых шкивов: у одного два технологических отверстия, расположенных ближе к центру шкива (как у меня), а у второго – 4 отверстия ближе к внешнему краю. Подойдёт ли данный ключ ко второму типу – не знаю, надеюсь, что да. Кстати, если у вас такой же шкив, как у меня, то в одном из этих отверстий нарезана резьба – по-моему, М6. Тогда можно и шкивы не снимать: нужно просто вкрутить длинный винт и раздвинуть щёки ведомого шкива, после чего ремень относительно легко вынимается.
Открутив обе гайки, мы легко снимаем шкивы вместе с ремнём.
Осталось только произвести осмотр поверхностей шкивов, убедиться, что с ними всё в порядке.
И устанавливать новый ремень. При этом обязательно нужно ориентировать его так, чтобы стрелки были направлены в сторону вращения ремня, то есть, вправо, так как вращение идёт по часовой стрелке.
На этом фото показан уже установленный ремень (для информации насчёт стрелок), но прежде чем его устанавливать, необходимо немного утопить ремень в ведомый шкив (как на фото). В обычном состоянии он не вставляется между щёками, так как чуть шире.
Для этого нужно положить шкив на пол, правильно разместить ремень (смотрите на фото, как ориентированы стрелки, они направлены вправо). Затем наступить ногой на пружину, а двумя руками тянуть к себе щеку, одновременно поворачивая её по часовой стрелке. Тогда щёки разойдутся и станет возможным поместить между ними ремень, для чего очень пригодится третья рука, но можно изловчиться и без неё.
И теперь уже можно ставить шкив с ремнём на место.
Гайки шкивов необходимо затягивать с положенным моментом 115 Нм, тогда они не раскрутятся самопроизвольно. Можно посадить их на фиксатор резьбы (синий) для пущей надёжности – особенно если у вас нет динамометрического ключа и вы не можете проконтролировать степень затяжки. Я пока фиксатор применять не буду, хочу последить, как гайки себя будут вести без него. Усердствовать при закручивании гаек не стоит, прыгать на ключе или забивать их до упора гайковёртом противопоказано.
Как продлить жизнь ремню
Поскольку это весьма дорогая деталь, стоит относиться к ремню бережно.
И главное правило – не насиловать ремень. Если квадроцикл работает в сложных условиях, всегда включайте пониженную передачу. Повышенная – для асфальта и сухого грунта.
Если вы застряли и при попытке тронуться слышите визг ремня – не газуйте. Переключитесь на нейтраль, погазуйте на ней и потом переключайтесь на передачу. Избегайте пробуксовок.
Если вы заводите квадроцикл в мороз, то прежде чем ехать, погазуйте немного на нейтрали, чтобы ремень прогрелся (он нагревается за счёт трения).
Ну, и конечно же, периодически проводите осмотр вариатора, вычищайте грязь, следите, чтобы были в порядке сальники валов, и масло не попадало в вариатор.
После установки нового ремня первые 50-100 км настоятельно рекомендуется не превышать нагрузку, для чего не надавливайте на курок более, чем наполовину. Это нужно для того, чтобы ремень приработался к поверхностям шкивов и не проскальзывал из-за лёгкого несоответствия форме (углу) плоскостей.